Пропустить до основного содержимого
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Новости

Найти
УЦ Сетевая Академия
Новости
Услуги
Эксперты
Проекты
Статьи
  

1.05.2010 Замена вузовским рейтингам 

 
 
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) запускает проект по оценке качества высшего образования, который должен стать своего рода альтернативой существующим рейтингам вузов. Для России, которая в числе 15 стран мира участвует в исследовании, это неплохой шанс улучшить позиции отечественных вузов на международном уровне.

Проект «Оценка результатов обучения в высшем образовании» (AHELO) стартует в августе 2010 года. Министр образования Андрей Фурсенко выразил личную заинтересованность России в участии в нём. Хотя присоединилась к нему наша страна одной из последних — в ноябре 2009 года. В настоящее время определяются вузы, которые будут защищать честь российского студенчества.

В проекте обозначены три направления: 1) экономика; 2) технические науки (гражданское строительство и механика); 3) навыки общего плана. Каждая из стран-участниц сама выбирала направление. Например, технические науки заинтересовали только Японию, Швецию и Австралию. Больше всего участников изъявили желание узнать об общих навыках своих студентов (речь идёт о Чили, Финляндии, Кувейте, Корее, Мексике, Норвегии и США).

Россия (наряду с Бельгией, Италией, Мексикой и Нидерландами) решила выяснить уровень подготовки студентов в сфере экономики.

Это один из самых востребованных секторов высшего образования. Каждый четвёртый студент в России учится на экономиста или управленца. При этом качество подготовки этих специалистов вызывает большие сомнения (см. статью «Не специалистов много, а дипломов» – прим. ред.). Справедлива ли критика будущих российских экономистов, решат зарубежные эксперты. В Высшей школе экономики состоялась презентация AHELO – проект представила его аналитик Диан Лалансет (Diane Lalancette).

Необходимость в новом исследовании авторы проекта объясняют тем, что о качестве высшего образования, престижности того или иного вуза в последние годы стали судить в основном по рейтингам. А многие из них страдают не только необъективностью, непрозрачностью оценок, но и однобокостью, считает Диан Лалансет, то есть оценивают они преимущественно исследовательскую деятельность вузов, не уделяя должного внимания качеству образования. В своём проекте специалисты ОЭСР собираются компенсировать это упущение. «Мы не будем определять, какой вуз предоставляет более качественные образовательные услуги, а какой – менее качественные. Мы не собираемся ранжировать вузы, – подчеркнула она. – Наша задача – максимально объективно собрать и обобщить информацию о деятельности вузов».

У ОЭСР уже есть несколько успешных проектов по оценке качества образования, например, PISA — программа международной оценки знаний 15-летних учащихся. Исследование, в котором участвуют более 50 ведущих стран мира, считается одним из самых авторитетных.

Проделать аналогичную работу на уровне высшего образования намного сложнее, отмечает г-жа Лалансет, в силу того, что вузы крайне разнородны и по своим задачам, и по направлениям подготовки, и по уровню студентов. Тем не менее, в ОЭСР решили взяться за эту задачу.

Первая часть проекта AHELO (август 2010–апрель 2011 года) будет связана с разработкой инструментария, подбором разных методик оценки. Вторая часть (август 2011–декабрь 2012 года) – проведение исследования и подготовка отчёта.

В проекте AHELO примут участие студенты, оканчивающие бакалавриат.

Будут оцениваться результаты их обучения или, как выразилась Диан Лалансет, добавленная стоимость знаний: какова разница между студентом «на входе» в университет и «на выходе», какие знания и компетенции он приобрёл за это время. Подобных исследований до сих пор никто не проводил, и в этом уникальность нового проекта ОЭСР.

На первой стадии проекта для апробации заданий и вопросов исследователи будут работать с малыми группами студентов по 30–40 человек от каждой страны. Будет подготовлено два опросника – для студентов и преподавателей. Заполнение анкеты для профессоров займёт по времени не более 15 минут, их ответы важны для получения контекстной информации – общих характеристик студентов. На втором этапе в проекте будут участвовать по 10 вузов от каждой страны, примерно по двести человек.

Его результаты продемонстрируют, возможно ли в принципе оценивать качество высшего образования на международном уровне, реально ли получить сравнимые данные и создать объективную систему по «оцениванию» знаний студентов разных стран. «Если с научной и практической точек зрения мы докажем, что реально оценить качество образования, то примем решение о проведении основного исследования, – сообщила Диан Лалансет. – Вузы сами будут решать, как им использовать полученные данные. Мы поможем определить их сильные и слабые стороны, подскажем направления, по которым следует совершенствовать их работу».

В ходе исследования будут определены практики обучения, которые приводят к наилучшим результатам. Каждому вузу – участнику проекта предоставят наиболее полную информацию не только об уровне подготовки его студентов, но и учащихся других учебных заведений, чтобы была возможность провести сравнительный анализ (правда, названия университетов не будут раскрываться).

Важность нового исследования ОЭСР и его роль для России прокомментировала доцент кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции ГУ-ВШЭ Татьяна Мешкова: «Это амбициозное, масштабное исследование. К нему будут привлечены различные вузы, правительства стран, работодатели. С одной стороны, оценивать качество высшего образования крайне сложно, а с другой – очень важно получить релевантную информацию об уровне подготовки студентов разных стран». По её мнению, Россия заинтересована в этом ещё и потому, что «наши вузы пока занимают крайне слабые позиции в международных рейтингах, поэтому необходимо участвовать в альтернативном проекте, оценивающем качество образования».

Марина Σ Муравьёва