Пропустить до основного содержимого
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Новости

Найти
УЦ Сетевая Академия
Новости
Услуги
Эксперты
Проекты
Статьи
  

1.06.2009 Где родился - там пригодился. Университет и регион в посткризисный период: ориентиры сотрудничества 

 
 

Форум - это попытка найти ответ на вызов времени, когда надо определить путь дальнейшего развития. Открывая I Инновационный форум “Университет - региону”, первый замгубернатора Тверской области Василий Толоко сказал: “Любой кризис - это преодоление трудностей. И в наше время при всех неприятностях, сопутствующих кризису, он несет в себе начало выхода на новый уровень преобразований, где инновации становятся основным инструментом развития каждого предприятия или территории. Поэтому нынешний кризис, как ни странно, приближает нас к экономике знаний. А она, как известно, начинается в сфере образования и, прежде всего, в высшей школе. Обществу нужны новые идеи, по-новому подготовленные кадры - и оно ждет их от университетов”.

Андрей Белоцерковский, и.о. ректора Тверского государственного университета (вуза - организатора форума), продолжил тему, напомнив о задачах, поставленных перед вузами Президентом России Дмитрием Медведевым на IX съезде Российского союза ректоров: широкая поддержка студентов, активное привлечение высшей школы к созданию инновационных поясов вокруг университетов из малых наукоемких предприятий, реализация высокого интеллектуального потенциала вузов путем утверждения национальных исследовательских университетов как основных ориентиров развития сферы образования и науки.

Где родился - там пригодился

Каков выбор Тверского госуниверситета в новых социаль-но-экономических условиях? Сре­ди его приоритетов: формирование образовательной среды, конкурентоспособной на мировом уровне, ее социальная ориентация; академическая мобильность студентов и преподавателей; “образование через всю жизнь”; партнерство науки, образования и бизнеса. Но кризис добавил задач, решение которых значимо для региона, в котором вуз существует. Это, прежде всего, целевая подготовка специалистов для новых производств, создаваемых с привлечением отечественного и зарубежного капитала; повышение общего уровня образования жителей области, формирование кадрового потенциала в соответствии с запросами экономики знаний; повседневная активная работа с бизнес-сообществом и работодателями; достижение высокого уровня конкурентоспособности университета в системе высшей школы и отечественной науки.

Проблемы партнерства бизнеса, образования и науки в условиях социально-экономической нестабильности участники форума обсуждали наиболее заинтересованно. Председатель Тверского союза промышленников и предпринимателей Сергей Потапов так определил болевые точки:

- Суть инновационного образования: “не догонять прошлое, а создавать будущее”. Поэтому сегодняшний форум на тверской земле мы рассматриваем как точку отсчета во взаимодействии образования и бизнеса. Честно говоря, такое взаимодействие еще предстоит выстроить. Бизнес не в полной мере удовлетворен качеством образования, тем набором специальностей, по которым тверские вузы готовят кадры для экономики.

Прогнозировать рынок труда в сочетании с рынком образовательных услуг на 4-6-летнюю перспективу с каждым годом становится все труднее, для активизации сложного процесса взаимодействия сегодня требуется инновационная идеология, которую четко призваны сформулировать власть, общество и образование. Нужны благоприятные условия для создания надежных форм партнерства университетской науки, образования и бизнеса. Ими могут быть совместные учебно-исследовательские центры, лаборатории, офисы трансфера технологий, региональные исследовательские программы, специальные фонды развития науки и образования, инвестиционные фонды. Надо смелее вводить в практику вуза презентации тверских компаний; участие представителей бизнеса в координационных советах университета; членство представителей университета в руководящих органах предприятий; обмен знаниями между бизнесом и высшим образованием, которое во многом определяет конкурентоспособность нашей экономики и обеспечивает улучшение качества жизни населения. Но чтобы идти в ногу с бизнесом, наука и образование тоже должны обладать адекватным знанием, необходимым для его развития. Надо учиться работать в тех же временных режимах, в которых трудятся предприятия, быть готовым просчитывать и принимать на себя коммерческие риски.

Где родился - там пригодился

- Мы видим университет, - в заключение сказал Сергей Потапов, - в качестве ведущего регионального центра формирования областных научно-образовательных программ и их экспертизы, центра координации работ, поднимающих на новый уровень инновационный менеджмент в области.

В ответ на это предложение Галина Лапушинская, зав. кафедрой государственного управления и руководитель лаборатории региональной экономики Тверского госуниверситета, задала залу вопросы, на которые участники форума не сразу нашли ответы: “Какова роль университета в реализации задач регионального антикризисного управления? Кто будет создавать новые конкурентоспособные продукты, востребованные хотя бы населением Тверской области? Какими качествами должны обладать команды профессионалов, способные обеспечить антикризисное развитие региональной экономики? Каким образом государственные органы власти и компании могут привлечь население к реализации трудовых способностей согласно потребностям инновационной региональной экономики?

- Бизнес-сообщество хочет получить от нас специалиста, который не просто владеет знаниями в соответствии с государственным образовательным стандартам, а приходит в организацию или на предприятие с новыми идеями, - продолжила Лапушинская. - Чтобы это произошло, на первый план в результате антикризисного управления должна выйти мотивация, вовлечение молодых специалистов в создание новой конкурентоспособной продукции и ориентация региональной экономики в первую очередь на внутренний спрос. Причем непременно на уровне малого бизнеса, заниматься которым в области необходимо привлечь молодежь. А это значит, что особое влияние на реализацию антикризисных мер имеют Президентская программа подготовки управленческих кадров и программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки как для работников реального сектора экономики, так и для государственных и муниципальных служащих. Среди основных инструментов: выявление образовательных потребностей компаний, мониторинг ожиданий выпускников учреждений профессионального образования различного уровня; анализ и оценка потребности региональной экономики в кадрах; анализ эффективности управления органов исполнительной власти и др. Выходит, что в развитии экономики посткризисного периода особая роль в регионе должна быть отдана высшей школе. Этот постулат отражает концептуальную позицию Тверского госуниверситета: кризисный этап мы рассматриваем как стартовую площадку для дальнейшего динамичного развития Верхневолжского региона.

Где родился - там пригодился

К проблеме преодоления кризисных явлений привлек внимание начальник Департамента экономики Тверской области Сергей Аристов:

- Сегодня мы на этапе преодоления кризиса. Мы в основном сохранили уровень развития промышленного производства, показатели ВРП. По итогам I квартала 2009 года, налоговые отчисления всех уровней составили 101,2%. Жесткая диверсификация экономики во многом определила нашу устойчивость в наиболее трудный период кризиса. Мы добились стабильности при реализации инвестиционных программ, и практически никто из инвесторов не покинул тверскую землю.

Задача состоит в том, чтобы, пройдя кризисный этап, используя наш потенциал, выйти на новый уровень развития. Важнейшим условием решения этой задачи является активное взаимодействие власти, бизнеса и высшей школы. Пока оно разбалансированно, что проявляется на всех уровнях: как в реализации социальной политики, так и при подготовке кадров, проведении научных исследований для региона. Надо перестраиваться как высшей школе, так и исполнительной власти, нашим субъектам рынка. Одно из возможных направлений - построение инновационных цепочек, когда в университетах готовят проектные команды под реализацию новых идей. Но таких инновационных цепочек реально пока нет, как нет и опыта их подготовки.

Мы возлагаем определенные надежды на долгосрочную целевую программу развития инновационной деятельности в Тверской области, которая преду­сматривает опережающее развитие инновационной инфраструктуры и создание линейки инструментов по интеграции высшей школы в социально-экономические процессы региона. Нам не хватает внутренней тверской площадки для совместного обсуждения проблем сотрудничества и представления научно-образовательного комплекса региона в качестве важного фактора развития. Сегодня проведением настоящего форума мы заявили о создании такой площадки.

Со своей точки зрения на проблемы сотрудничества предприятия и университета посмотрел директор компании “Диэлектрические кабельные системы” Вадим Рыбачук: “На предприятии, где работают более тысячи человек, каждый третий - с высшим образованием. И это в основном выпускники Тверского государственного университета. Я сам окончил его в 1992 году и утверждаю: Тверской государственный университет - это на самом деле высшая школа. На наших глазах коллектив формирует инновационный университет будущего. И мы, представители реального сектора экономики, можем уже сегодня получать кадры, которые нам реально нужны, заказывать исследования, на основании которых можем строить свои инвестиционные проекты. Экономика развивается настолько стремительно, что порой нельзя определить, до какого уровня инвестиционные проекты могут быть рентабельны. Университет должен учитывать эту динамику, формируя тот объем университетских знаний, которого достаточно, чтобы выпускники вуза могли состояться в жизни профессионально.

Мы рассматриваем университет как центр развития послевузовского образования. Нам, предпринимателям, не хватает бизнес-семинаров по каким-то узкоспециализированным направлениям современной экономики: финансовое планирование, налогообложение, бюджетирование.

Мы считаем, что бизнес-планы и инвестиционные проекты, которые находятся на рассмотрении администраций области и Твери, должны проходить экспертизу университета. Где родился - там пригодился

Университету не хватает бизнес-инкубатора, где бы готовились команды новых предпринимателей. Надо расширить возможности студенческой биржи и организовать на ее основе центр студенческих и экономических инициатив по созданию малых инновационных фирм.

Мы готовы участвовать в этих работах, традиционно сотрудничаем с ИнноЦентром, активно участвуем в проведении Каргинских чтений, ведем целевую подготовку специалистов, системно работаем с различными факультетами, но все это не в тех объемах, которые могли бы принести серьезные перемены”.

Декан физико-технического факультета Борис Педько подчеркнул важность работ, проводимых университетом в области нанотехнологий:

- Создан научно-образователь-ный Центр нанотехнологий и гетероструктур. При поддержке РФФИ на факультете организована лаборатория молодых исследователей физико-химичес-ких основ нанотехнологии.

Выполняются фундаментальные исследования материалов для микро- и наноэлектроники, в том числе на основе грантов РФФИ по нанотематике, а также в рамках программы Рособразования.

Инновационный комплекс рождается в тесной кооперации с такими ведущими научными и технологическими центрами, как ОИЯИ (Дубна), НПЦ “Тверьгеофизика”, ОАО “Электромеханика” (Ржев), ИК РАН, ООО “ЭЛПА”, вузы региона.

Региональная интеграция в области наноматериалов и нанотехнологий направлена на решение конкретных проблем региона, интенсификацию исследований сложившихся научных школ и повышение качества образования в рамках формируемого регионального инновационно-ориентированного комплекса.

На очереди - оценка потенциала региона в области нанотехнологий, выделение предприятий, научных организаций, вузовских коллективов, которые располагают разработками по этой проблеме и заинтересованы в широком сотрудничестве, совместный выбор приоритетов и согласование научно-производственной специализации региональной наноиндустрии, формирование интеллектуальной среды для создания и развития кластеров будущих наукоемких и высокотехнологичных производств в Тверской области.

Проблему развития сотрудничества с университетом затронул в своем выступлении директор научно-технического центра компании “Электромеханика” Юрий Соколов. “Электромеханика” - известное в России многофункциональное современное предприятие с широкими возможностями для освоения новых технологий и разработок.

По оценке специалистов предприятия, высшая школа региона крайне ограниченно использует высокий технологический потенциал предприятия. Это касается целого круга проблем сотрудничества науки и образования: совместного проведения научных исследований и разработок, целевой подготовки специалистов, проведения студенческих стажировок и практик, постановки крупных экспериментов, изготовления специального лабораторного оборудования для университета, внедрения основ инновационного менеджмента.

Для университета представляет особый интерес разработка новой технологии получения сплавов, наноматериалов и наноструктурных проводов, неразъемных соединений, специального оборудования, в том числе для солнечного кремния, получения монокремниевых установок для солнечных источников энергии и др.

Кризисные явления в экономике обозначили в числе главных задач проблему стабильности и устойчивого развития кадрового потенциала региона, подтвердили особую значимость системы “образование через всю жизнь” и готовность на этой основе к самым трудным испытаниям.

В этих сложных условиях университет призван выступить в роли ведущего координационного центра в региональной системе дополнительного профессионального образования. Эта проблема была затронута заведующей кафедрой национальной экономики и директором центра дополнительного профессионального образования университета Ольгой Забелиной.

Университет, считает она, должен стать организующим ядром формирования системы непрерывного профессионального образования, взять на себя при поддержке исполнительной власти разработку прогноза потребности региона в кадрах, оценку стратегической потребности в кадрах посткризисной экономики.

Среди задач координации актуальными являются: создание межотраслевого регионального института ДПО; участие в разработке моделей расчета потребностей кадров нового уровня различной квалификации; организация сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования при разработке и реализации новых образовательных программ в соответствии с запросом региональной экономики; подготовка и повышение квалификации преподавательских кадров для образовательной системы региона.

В настоящее время специалисты университета считают необходимым начать разработку и внедрение в регионе (в режиме сетевого взаимодействия образовательных учреждений) программ профессиональной подготовки и переподготовки: в области информационных технологий как в бизнесе, так и в социальной сфере (прежде всего безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды - инфраструктурного, проектного и инновационного менеджмента).

По мнению директора Регионального центра содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников университета Оксаны Смирновой, в Тверском госуниверситете создана система взаимодействия с работодателями, содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников. Основной инструмент этого взаимодействия - специализированный сайт по трудо­устройству (rct.tversu/ru), аналогов которому нет в регионе. Его отличает высокий уровень интерактивности. Сайт располагает инструментарием для создания банка данных выпускников, поиска работы, методическими материалами.

В состав регионального центра входит студенческая биржа труда, которая обеспечивает вторичную и летнюю занятость студентов.

В то же время структурным подразделениям университета, осуществляющим связь с работодателями, не всегда удается действовать скоординированно. Имеющиеся договоры о сотрудничестве позволяют решать проблемы трудоустройства лишь для незначительной части выпускников. Факультеты и выпускающие кафедры слабо сориентированы на потребности работодателей. Региональный компонент учебных планов, дисциплины специализаций не стали эффективным инструментом удовлетворения заказов предприятий. Практически отсутствует преемственность между организацией преддипломной практики и трудоустройством выпускников. Формы сотрудничества, инициированные работодателями, редко находят поддержку на факультетах и выпускающих кафедрах.

- Сегодня мы считаем важной разработку инновационных моделей сотрудничества факультетов и работодателей, которые позволят нам совместно влиять на трудоустройство наших выпускников в регионе, - говорит О.Смирнова. - В качестве приоритетного направления взаимодействия определена совместная разработка компетентностной модели выпускника с учетом интересов и потребностей региона.

Андрей Римдзёнок, глава Нелидовского района Тверской области, подтвердил: социальное партнерство университета и муниципалитетов области налаживается. Разработка общей программы экономического развития территорий напрямую зависит от состояния и возможностей действующей в районе системы образования.

“Нелидовский район располагает многофункциональной сетью из 21 образовательного учреждения с широким спектром образовательных услуг, - рассказывает А.Римдзёнок. - Ее возглавляет Нелидовский филиал Тверского государственного университета.

Нелидовский филиал университета повысил статус района на юго-западе Тверской области и создал, по сути, локальный образовательный округ, который позволил жителям других районов - Бежецкого, Оленинского, Западно-Двинского и Жарковского - воспользоваться образовательными услугами университета. Возможность получения профессионального образования непосредственно по месту жительства - незаменимая социальная услуга населению. Мы реально видим, что профессиональное образование становится доступным для населения и, что особенно важно, его получают те молодые жители нашего района, которые определились с выбором специальности, местом работы и жительства. Ежегодно растет число преподавателей школ, техникумов, ПТУ, которые успешно завершают обучение в университете, увеличивается число людей, которым требуется второе высшее образование, недавно, например, его получила целая группа руководителей районного уровня.

Сотрудничество с университетом в сфере образования оказало заметное влияние на развитие региона и его стабильность”.

Форум позволил региону сделать важный шаг навстречу высшей школе, и это должно принести успех как бизнесу, так и образованию.

Рекомендации I Инновационного форума “Университет - региону”

(извлечения)

1. Привлечь научно-педагогический коллектив университета к решению задач, предусмотренных Программой антикризисных мер администрации Тверской области.

2. В соответствии с решением Департамента экономики Тверской области провести в III квартале 2009 года конкурс проектов “Университет - региону”, направленных на реализацию рекомендаций I Инновационного форума.

3. Разработать основные положения и критерии конкурентоспособности вуза, обеспечивающие его устойчивость и новое развитие в посткризисный период.

4. Придать новый импульс развития в университете сфере поддержки науки, формированию инновационной сети малых компаний и подготовке команд новых предпринимателей.

5. Сформировать на новом уровне действующую систему дополнительного профессионального образования - важнейший фактор развития региона, придав ей целевую направленность и системную основу.

6. Рассматривать ежегодный Инновационный форум “Университет - региону” в числе одной из базовых площадок сотрудничества и взаимодействия власти, образования, науки и бизнеса.