Пропустить до основного содержимого
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Новости

Найти
УЦ Сетевая Академия
Новости
Услуги
Эксперты
Проекты
Статьи
  

1.06.2009 Четвертый элемент, Губкинцы расширили границы интеграции 

 
 

В одну из майских суббот в Российском государственном университете нефти и газа им. И.М.Губкина прошло неординарное мероприятие. Красивого и выигрышного названия ему с ходу не придумали и назвали пока просто - “мозговой штурм”. Центральный вопрос, ответ на который искали его участники: какой должна быть стратегия развития нефтегазовой отрасли. В роли “главного командующего” выступил заместитель министра энергетики РФ Сергей Кудряшов, о положении дел в этой сфере осведомленный как никто другой. До прихода во власть он был первым вице-президентом “Роснефти”, еще раньше - руководителем “Юганскнефтегаза”, самого большого предприятия нефтяной промышленности, лидера и по количеству добываемой нефти, и по эффективности, и по качеству менеджмента. Специалисту с таким опытом не надо доказывать, что “кадры решают все”. “Мозговой штурм” с участием будущих, а также действующих нефтяников - это была его идея.

Замминистра приехал в губкинский университет не один, а с директором по науке НК “Роснефть” профессором Марсом Хасановым, который, в свою очередь, привез с собой команду молодых специалистов “Роснефти”.

Не только название, но и “жанр” этого мероприятия так сразу не определить. Оно всерьез или понарошку? Образовательное? Воспитательное? Или общественное? Пожалуй, и первое, и второе, и третье.

Четвертый элемент

Но обо всем по порядку.

Буквально за пару дней до означенного события Виктор Шейнбаум, директор Института проблем развития кадрового потенциала ТЭК, входящего в структуру вуза, пригласил к себе председателя Совета Студенческого научного общества Павла Калашникова и предложил ему собрать несколько команд для участия в “мозговом штурме”, организуемом одним из руководителей отрасли.

- В целом, мы были абсолютно не готовы к этому, - говорит Павел. - На что в общем-то, наверное, и рассчитывали организаторы. Нам лишь очертили общий круг возможных вопросов и сообщили, что команд будет шесть. При этом оставалось совершенно неясным, в каком ключе будет вестись игра, что от нас потребуется. Общие вопросы предложат для всех или отдельные? В каком виде потребуется давать ответ? За какое время должны будем его подготовить? Мы не знали, к чему готовиться. Так что какой багаж знаний имели, включая представления о “мозговых атаках”, с тем и пришли.

Из губкинцев сформировали пять команд - студентов, магистрантов, аспирантов, молодых преподавателей и смешанную. Выбирали из лучших - из победителей олимпиад, стипендиатов всех категорий, активных участников научных конференций. Что же касается преподавателей, то тут в команду вошли активисты инновационной образовательной программы, выполненной в рамках нацпроекта “Образование”. Молодежь сама определилась и с составом групп, и с выбором лидера.

Шестую команду, как уже упоминалось, составили представители “Роснефти”. Таким образом, учащаяся молодежь имела возможность сопоставить свой уровень мышления, свои подходы с тем, как мыслят и что предлагают молодые специалисты.

На установочном пленарном заседании замминистра в небольшой презентации охарактеризовал нефтегазовый комплекс по абсолютной и относительной шкале. То есть привел цифры и факты, а также сравнил действия наших компаний с действиями компаний зарубежных в самых различных ракурсах.

Вопросы перед командами были поставлены глобальные: о прорывных технологиях для ТЭК, которые надо развивать, о точках роста ТЭК, о фундаменте, на котором можно строить его дальнейшее развитие. И о направлениях, в которые в первую очередь надо привлекать инвестиции. Результаты “мозгового штурма” нужно было представить в форме презентации. Участникам объяснили, по какому принципу жюри будет оценивать результаты их работы. Среди критериев - видение нефтегазового комплекса в его целостности и непрерывности, оригинальность предложений и наличие в них механизма реализации идей. И, наконец, качество презентации и убедительность аргументации. По каждому из критериев начислялась определенная сумма баллов.

После такого вступления команды разошлись по разным аудиториям, где в их распоряжение было предоставлено все необходимое для подготовки презентации (от блокнота до компьютера со всеми “наворотами” и выходом в Интернет), а также круглый стол, вода и шоколад. Результаты полуторачасового генерирования идей и обсуждения надо было вместить в 7-8 минут. Все команды справились с заданием прекрасно. Особенно приятно, считает профессор Шейнбаум, что студенты заняли третье место, обогнав специалистов “Роснефти”. А первое место разделили смешанная команда и команда аспирантов.

Как рассказал Виктор Шейнбаум, Сергей Кудряшов в заключительном слове подчеркнул, что все без исключения команды важнейшим направлением инвестиций назвали вклад в человеческий капитал, в рост интеллектуальных ресурсов. Перечислил замминистра и другие приоритеты развития отрасли, которые аргументированно отстаивали участники деловой игры: разработка шельфа, развитие газохимии (то есть глубокой переработки нефти), энергосбережение.

Конечно, ни С.Кудряшов, ни вузовские организаторы этого мероприятия не рассчитывали, что на нем будут выработаны какие-то сверхоригинальные идеи.

- Чего-чего, а идей у нас всегда было в достатке. Главное в другом! - считает профессор В.Шейнбаум. - Эта деловая игра - свежий пример интеграции образования, науки, производства и высшего менеджмента отрасли, управления. Об этой четвертой составляющей часто забывают. Между вузом и предприятием есть понимание, но зачастую нас не слышат чиновники. А тут состоялось взаимодействие всех участников деятельности по развитию ТЭК. По существу, студенты сегодня впервые почувствовали, что их слушают не для того, чтобы поставить отметку, а потому, что их мнение - важно, что руководителям отрасли небезразлично, что они думают о ее развитии. И отрадно, что наша молодежь продемонстрировала зрелость мышления.

Мероприятие, которое провел в Губкинском университете замминистра С.Кудряшов, для высшей школы, безусловно, прецедент. Его по праву можно назвать инновацией в образовании. Неф­тяники и газовики работают в разных компаниях и потому чувствуют себя сегодня разобщенными. Участникам “мозгового штурма” такая разобщенность, похоже, уже не грозит. Замминистра, выступая перед ними, обозначил общенациональные проблемы, решение которых выходит за рамки деятельности одной компании. И презентации продемонстрировали, что молодежь понимает: есть общие задачи, которые надо решать с помощью соответствующих институтов. Этих институтов сегодня нет. И их надо создавать. Например, аспиранты доказывали, что нефтегазовой отрасли необходим национальный институт стандартов. Прежде всего стандартов на технологии. Без этого развивать ТЭК невозможно. Ведь любая новая технологическая операция должна отвечать определенным критериям.

- Экосистема - очень тонкая система, - говорит профессор. - Иногда мы действуем, как хирурги, не знающие анатомии. Вы ведь не согласитесь иметь дело с таким хирургом? Разрабатывая месторождение, мы вмешиваемся в экосистему, и важно предвидеть последствия этого вмешательства. Имеются в виду не техногенные катастрофы типа разлива нефти или взрыва газопровода, а изменения в самой экосистеме. Как известно, в тумане люди двигаются медленно и осторожно. Объективная неопределенность знаний о состоянии и поведении пласта, с которой постоянно сталкиваются нефтяники и газовики при проектировании и эксплуатации месторождений, требует от них особой осторожности, умения оценивать риски нарушения хрупкого равновесия экосистемы. Тут много тонких вопросов. Необходимо системное понимание неф­тегазового производства. И это понимание, системное видение, все команды проявили в полной мере, что очень аргументированно было показано на презентации.

- Когда же вы их успели так системно воспитать? - не удерживаюсь я от вопроса.

- Университет Губкина как отраслевой университет имеет принципиальное отличие от других вузов, которое делает его уникальным и дает ему неоспоримое конкурентное преимущество, - замечает В.Шейнбаум. - Мы своими специальностями покрываем всю технологическую цепочку нефтегазовой отрасли. Наш вуз небольшой, всего

7 тысяч студентов. Здесь все факультеты связаны и переплетены. Они не разобщены, как, скажем, в МГУ. Какая связь, например, между филфаком и мехматом? А в РГУ нефти и газа, поскольку объект исследований общий, работает множество межкафедральных коллективов, межкафедральных лабораторий, решающих комплексные задачи. Благодаря им, а также специальным курсам каждый, от студента до преподавателя, имеет возможность, образно говоря, охватить взглядом все футбольное поле, оценить место и значимость каждого сегмента отрасли, увидеть все ее сегменты в их взаимосвязи. Люди понимают, во что превращается рубль, вложенный, скажем, в геологию. Сама среда университета предопределяет способность к такому системному мышлению.

На факультете химической технологии и экологии главная специальность - промысловая химия, то есть создание и использование химических реагентов, необходимых буровикам и разработчикам. То есть химики работают на промысловиков. А механики и специалисты по АСУ работают вообще на всех, кто задействован в процессе добычи нефти и газа. Им необходимо знание всего спектра нефтегазовых технологий.

Во многих технических вузах кафедры математики, физики, других естественно-научных дисциплин сосредоточены на специально созданном отдельном факультете. Мы много спорили и пришли в конце концов к тому, что для математиков, находящихся в среде технологов, специфика деятельности, к которой готовятся их студенты, будет понятнее. Поэтому кафедра математики сегодня входит в состав факультета автоматики и вычислительной техники, кафедра физики находится на факультете разработки. Общенаучные кафедры у нас не оторваны от нефтегазового производства, и потому даже математики и физики ведут прикладные исследования. А преподают свой предмет, естественно, студентам всех факультетов.

Ну и, конечно, имеет значение мощный преподавательский состав. Из участвующих в учебном процессе каждый третий - доктор наук. В нашем вузе 300 докторов. Более полусотни заслуженных деятелей науки, лауреатов. Через повышение квалификации в год проходит

7 тысяч специалистов отрасли. РГУ нефти и газа - самый крупный отраслевой Центр повышения квалификации.

Институт проблем развития кадрового потенциала топливно-энергетического комплекса, которым руководит профессор В.Шейнбаум, - это надкафедральная структура в университете. Она создана не так давно, но уже показала себя как эффективное подразделение. Согласно положению, научным руководителем этого института является ректор. Первым был профессор Альберт Владимиров, ныне президент вуза. Сегодня это профессор Виктор Мартынов. А научный совет института объединяет топ-менеджеров по персоналу всех неф­тегазовых компаний. Цель института заявлена уже в самом его названии - это решение проблем, связанных с развитием кадрового потенциала ТЭК. Здесь обсуждают актуальные образовательные программы, над которыми надо работать, стремятся “состыковать” профессиональные и образовательные стандарты. Кстати, на недавней конференции в МИФИ, посвященной проблемам перехода на стандарты 3-го поколения, очень большую заинтересованность аудитории вызвал доклад губкинцев об уникальном на сегодня опыте - разработке профессиональных стандартов, инициированной вузом (РГУ нефти и газа) и выполненной совместно представителями отрасли и высшего учебного заведения.

Кстати, именно из этого вуза вышел набирающий популярность термин “виртуальная среда профессиональной деятельности как среда обучения”. Но это уже предмет отдельного разговора.

...Ректору РГУ нефти и газа Виктору Мартынову, поделившемуся впечатлениями о “мозговом штурме”, особенно запомнилось то, что на презентации все команды, не сговариваясь, как об одной из основных проблем говорили о недостаточно развитой связи отраслевой, академической, вузовской науки с производством и образованием. Соответственно, нет и механизмов, которые бы эту связь обеспечивали. Нередко ученые работают над тем, что не востребовано производством, и не создают того, что нужно практикам. Для координации действий образования, науки, производства, управления отраслью необходим общий интеллектуальный центр.

И это основная идея заявки, с которой Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина собирается участвовать в конкурсе на звание национального исследовательского университета.