Пропустить до основного содержимого
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Новости

Найти
УЦ Сетевая Академия
Новости
Услуги
Эксперты
Проекты
Статьи
  

1.07.2010 Деньги освоят самые коммуникабельные 

 
 
В апреле текущего года правительством был принят ряд постановлений, направленных на финансовое обеспечение и стимулирование развития науки и её инновационной составляющей. Во-первых, руководство страны планирует предоставить гранты для поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в российских вузах. Во-вторых, из федерального бюджета будут выделены субсидии на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых российскими вузами, при софинансировании со стороны частного сектора. В-третьих, планируется выделить бюджетные ассигнования на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений, включая поддержку малого инновационного предпринимательства. Указанные мероприятия планируется реализовать в течение 2010–2012 годов с возможным последующим продлением сроков. Они будут курироваться Министерством образования и науки. Выделение финансирования будет происходить на конкурсной основе.

Старт уже взят – Минобрнауки объявило конкурсы по указанным направлениям. Стоит подробнее остановиться на условиях получения финансирования.

Гранты правительства

Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 года № 220 «О мерах по привлечению ведущих учёных в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования».

Гранты правительства предоставляются совместно ведущему учёному и вузу, на базе которого планируется проводить научное исследование. В обязанность учёного входит формирование научного коллектива и обеспечение научного процесса. В обязанность вуза – предоставление материально-технической базы. Финансируются работы по основным приоритетным направлениям развития науки и технологий. Понятие «ведущий учёный» не конкретизируется однозначно в постановлении или в конкурсной документации. Однако существует ряд требований, которым он должен удовлетворять.

Так, участниками конкурса могут быть российские и иностранные учёные, занимающие лидирующие позиции в определённой области наук. Ограничений в части гражданства или страны проживания нет. Конкурсная комиссия будет определять требуемый уровень квалификации учёного на основании следующих данных: персональной анкеты претендента, информационных материалов об опыте его научной работы (включая CV, перечень публикаций за последние 5 лет, патентов, 10-ти наиболее значимых, с его точки зрения, публикаций); а также данных об имеющемся опыте по руководству научным коллективом.

Согласно условиям конкурса, необходимо личное руководство научным процессом (то есть очное присутствие ведущего учёного в российском вузе) и проводимыми научными исследованиями не менее 4 месяцев в календарном году, начиная с 2011 года.

При этом если ведущий учёный работает с 2007 года по день подачи заявки по трудовому договору с какой-то организацией, расположенной на территории Москвы или Московской области, то он не может подавать заявки совместно с вузами, находящимися на территории столицы и области. Ситуация аналогична для всех субъектов страны. То есть речь идёт о стимулировании привлечения квалифицированных научных сотрудников для участия в развитии и подъёме иных научных коллективов и направлений исследований.

Поэтому и условия участия ведущего учёного в научных мероприятиях в рамках исполнения грантовых обязательств, а также учёт интересов его постоянного работодателя должны найти отражение в договоре, заключаемом между вузом и организацией-работодателем учёного. Такой договор должен отражать все аспекты взаимодействия сторон распределения прав на получаемые результаты научной деятельности.

Научный коллектив, который будет вести исследование, формирует ведущий учёный из состава сотрудников базового вуза.

Таким образом, в случае признания заявки победителя вуз обязуется заключить с ведущим учёным и членами научного коллектива гражданско-правовые или трудовые (срочные трудовые) договора и выплачивать вознаграждение за осуществление научного исследования с учётом качества и количества вложенного труда каждого члена научного коллектива. При этом общий размер вознаграждения не будет превышать 60 процентов суммы предоставленного гранта.

Выделение грантов правительства для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в российских вузах, будет осуществляться путём перечисления средств учебному заведению, на базе которого получатель гранта (ведущий учёный) будет вести научное исследование. Но расходовать эти средства вузы смогут только с его согласия.

Данное условие, равно как и порядок расходования средств, обязательства сторон, порядок взаимодействия, будет отражено в трёхстороннем договоре, заключаемом между Министерством образования, вузом и самим учёным.

Субсидии на развитие кооперации вузов и организаций

Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 года № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».

Субсидии выделяются на конкурсной основе организации, которая представляет проект, предусматривающий выполнение НИОКР российскими вузами, а также берёт на себя обязательство по финансированию соответствующего проекта за счёт собственных средств в размере не менее 100 процентов объёма субсидии.

При этом не менее 20 процентов должно идти на финансирование непосредственно НИОКР, остальные средства – на обеспечение материально-технической базы проекта. После выполнения работ и в течение 5 лет после завершения договора о выделении субсидий организация, являющаяся исполнителем проекта, обязана предоставлять информацию о высокотехнологичной продукции, разработанной в рамках проекта, а также о ходе реализации проекта и об объёмах выпускаемой продукции. Будет ли признано нецелевое использование бюджетных средств в случае неудовлетворительных показателей внедрения научных разработок, зависит от тех условий, которые поставят перед участниками конкурса.

Данный механизм позволит обеспечить целостность реализации проектов, составной частью которых являются НИОКР. Поскольку договор на выделение субсидий заключается с организацией, отобранной в результате конкурса, то именно на неё ложится дополнительная ответственность за обеспечение целевого использования бюджетных средств, в том числе и со стороны привлечённого к выполнению проекта вуза.

Ассигнования в качестве поддержки

Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 года № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».

Данные меры направлены на поддержку развития инновационной инфраструктуры, включая помощь малому инновационному предпринимательству (создание хозяйственных обществ), в федеральных образовательных вузах.

Бюджетные ассигнования по данному направлению могут финансировать следующие расходы:

а) развитие объектов инновационной инфраструктуры в образовательных учреждениях (бизнес-инкубаторов, технопарков, технопарковых зон, инновационно-технологических центров, инжиниринговых центров, центров сертификации, центров трансфера технологий, центров коллективного пользования, центров научно-технической информации, центров инновационного консалтинга и других объектов инновационной инфраструктуры) и их оснащение современным оборудованием, включая его техническую эксплуатацию, и программным обеспечением, необходимыми для внедрения результатов научно-технической и интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат образовательным учреждениям;

б) правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности образовательного учреждения и оценку результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат образовательным учреждениям;

в) реализацию и разработку целевых программ подготовки и повышения квалификации кадров в сфере малого инновационного предпринимательства, в том числе для студентов, аспирантов и молодых учёных, а также разработку учебно-методологического и научно-методического обеспечения для субъектов малого и среднего предпринимательства;

г) стажировку и повышение квалификации сотрудников образовательных учреждений в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий в иностранных университетах, имеющих эффективную инновационную инфраструктуру;

д) консалтинговые услуги иностранных и российских экспертов в сфере трансфера технологий, создание и развитие малых инновационных компаний, включая привлечение профессорско-преподавательского состава к нормативно-методическому и практическому обеспечению создания таких компаний.

Как видно из данного перечня, основания для получения и распределения государственного финансирования достаточно широки. Участниками конкурса могут быть образовательные учреждения, выполняющие фундаментальные и прикладные научные исследования по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий, эффективно реализующие образовательные программы и комплекс мер по развитию инновационной инфраструктуры.

Конкурсный отбор финансируемых программ будет осуществляться на основе анализа научного, образовательного и инновационного потенциала конкретного образовательного учреждения за последние 3 года. Скорее всего, желающих получить финансирование по данному направлению будет достаточно. Поэтому не только важно, на какие именно цели будет направлено финансирование, но и как будет производиться оценка эффективности подобного выделения средств.

А производиться она будет по следующим показателям:

– комплексность созданной инновационной инфраструктуры образовательного учреждения и объём выполняемых на её базе работ и услуг;

– эффективность действующей системы регистрации и учёта результатов интеллектуальной деятельности;

– количество результатов интеллектуальной деятельности, принятых к бюджетному учёту;

– количество хозяйственных обществ, созданных образовательным учреждением;

– количество рабочих мест в созданной инновационной инфраструктуре и хозяйственных обществах;

– количество студентов, аспирантов и представителей профессорско-преподавательского состава, участвующих в работе хозяйственных обществ;

– количество реализуемых созданными хозяйственными обществами проектов, поддержанных Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и другими организациями, а также объём привлечённых внебюджетных средств;

– объём НИОКР, выполняемых в образовательном учреждении;
– количество подготовленных и повысивших квалификацию инновационно ориентированных кадров для малого и среднего инновационного предпринимательства по программам, разработанным в образовательном учреждении;

– численность профессорско-преподавательского состава и сотрудников образовательного учреждения, прошедших стажировки и программы повышения квалификации в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий на базе объектов инновационной инфраструктуры ведущих иностранных университетов;

– объём высокотехнологичной продукции, созданной с использованием элементов инновационной инфраструктуры образовательного учреждения.

Указанные количественные и качественные показатели должны быть конкретизированы в конкурсной документации.

Таким образом, Правительственный пакет предлагает следующие механизмы поддержки российской науки:

– временный «переброс» квалифицированных кадров в те организации, где есть научно-технологическая база, но нет необходимых результатов работ;

– стимулирование частно-государственного партнёрства в вопросах налаживания единого цикла от разработки до внедрения технологий;

– финансовую поддержку правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности и подготовку специалистов по вопросам коммерциализации полученных результатов и их выводу на международный рынок.

Возможные минусы

Привлечение ведущих учёных к руководству научными коллективами вне своего постоянного места работы будет возможно при условии заинтересованности постоянного работодателя учёного, поскольку временная потеря квалифицированных кадров и финансирования потребует компенсации. А её легальный вариант для постоянного работодателя – это участие в реализации полученных результатов научной деятельности. Кроме того, ведущий учёный будет задействовать свои знания, предшествующий опыт, наработки, публикации и прочее, а как следствие, возможны споры с основным работодателям из-за использования служебных произведений и по вопросам распределения прав на уже существующую интеллектуальную собственность.

Выбор вуза организацией, ведущей комплексный технологический проект, для участия в финансировании НИОКР будет происходить не только на основании существующей у учебного заведения научно-технической базы и кадрового состава, но и с учётом человеческого фактора – достижения договорённостей с руководством вуза об условиях участия в комплексном проекте, обеспечения сроков и качества выполнения работ. Равно как и получение финансовой поддержки на развитие инновационной инфраструктуры зависит от умения и возможностей руководителей вузов  организовать работу научного коллектива и заинтересовать потенциальных инвесторов. Поэтому большие, на первый взгляд, финансовые вложения со стороны государства могут быть получены конкретными вузами только при условии, если с их стороны возникнет твёрдое желание в их эффективном освоении.

Марина Гордеева для STRF.ru