Пропустить до основного содержимого
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Новости

Найти
УЦ Сетевая Академия
Новости
Услуги
Эксперты
Проекты
Статьи
  

10.12.2008 Университетам создают условия для саморазвития 

 
 

В следующем году по итогам конкурса планируется отобрать 10-15 вузов, которым присвоят категорию «национальных исследовательских университетов». Кроме высокого статуса, их ожидает значительная господдержка, направленная на проведение инфраструктурных преобразований — приобретение современного оборудования, повышение квалификации сотрудников и т.п. Но главная задача в том, чтобы создать условия для саморазвития университетов, считает замдиректора департамента Минобрнауки Сергей Лебедев.

В России планируют создать сеть федеральных и национальных исследовательских университетов. В чём их принципиальное различие?

— Федеральные университеты должны решать кадровую проблему на уровне региона или даже федерального округа, то есть готовить востребованные кадры в необходимом количестве и надлежащего качества. Это будут крупные университеты с несколькими десятками тысяч студентов. В связи с этим для них крайне актуальна проблема строительства общежитий, лабораторных корпусов и т.д.

Миссия национальных исследовательских университетов, которые по масштабу могут быть гораздо меньше, состоит в том, чтобы, во-первых, закрыть кадровую потребность высокотехнологичных секторов экономики — атомной промышленности, металлургии, машино-, судостроения и других. Когда президент подписал указ о пилотном проекте, то подразумевалось, что МИСиС будет работать на удовлетворение потребностей металлургии, материаловедения, а МИФИ — ядерного комплекса. Напрямую такие университеты не привязаны к регионам и на их нужды не ориентируются.

Вторая задача исследовательских университетов — развитие науки, и в первую очередь прикладной, с целью коммерциализации результатов исследований. Говорят, что в России делается много науки, мы в это верим, но когда сравниваем объёмы экспорта высокотехнологичной продукции, то видим доли процентов по сравнению с десятками процентов у развитых стран. С этой недопустимой ситуацией надо как-то бороться. Мы решили пойти по уже известному пути. В ведущих университетах мира занимаются не только научными исследованиями, но и коммерциализацией, для этого в них созданы бизнес-инкубаторы, технопарки, действуют малые инновационные компании, которые внедряют разработки. Мы хотим, чтобы в российских университетах была воплощена такая же модель. В связи с этим, кстати, подготовлен законопроект, позволяющий образовательным учреждениям создавать малые инновационные компании. Если эта инициатива получит нормативное закрепление, тогда можно будет говорить о создании стартапов вокруг университетов.

Ожидается, что исследовательские университеты получат значительную господдержку. Какова цена вопроса и на что будут потрачены выделенные средства?

— Вопрос финансирования пока не решён правительством. В условиях мирового экономического кризиса целесообразно вначале модернизировать исследовательскую инфраструктуру (довести её до мирового уровня) — оборудовать вузу десять лабораторий, но под ключ, снабдив их всем самым современным, при условии, что вуз будет эффективнее использовать свои помещения и ресурсы. Нужно ещё посмотреть, сколько у того или иного университета научных коллективов, которые способны выполнять на современном оборудовании передовые исследования. Квалифицированных сотрудников может просто не оказаться (даже в сильных университетах обычно не больше 10-20 коллективов, способных выдавать научную продукцию мирового уровня), и тогда приобретённое оборудование будет себе спокойно жить в коробках. Такой ситуации ни в коем случае нельзя допустить.

Справка STRF:
Категория «Национально-исследовательский университет» будет устанавливаться правительством по итогам конкурса на 10 лет. Получить её смогут те вузы, которые в равной степени реализуют программы высшего профессионального образования и выполняют фундаментальные и прикладные научные исследования. В программах развития вузов предусматриваются меры по модернизации материально-технической базы, совершенствованию системы управления и повышению квалификации сотрудников

Мы хотим использовать опыт приоритетного национального проекта «Образование», в рамках которого вузы получили средства на программы развития и могли закупить необходимую технику. Если надо повысить квалификацию персонала — пожалуйста, им предоставят и такую возможность. Пусть преподаватели ездят на стажировки в ведущие западные университеты, учатся работать на новом оборудовании. Мы готовы поддержать любые институциональные и инфраструктурные преобразования.

После того как будут созданы условия, дальше всё зависит от университета. У него есть работоспособный квалифицированный коллектив, есть оборудование, соответственно, должны появиться и деньги, поскольку нужда высокотехнологичного сектора в инновационных разработках очень высока. На НИОКР в России выделяются большие деньги. Если вуз конкурентоспособен, у него есть все шансы выигрывать заказы, самому зарабатывать. То есть мы создаём условия для саморазвития университетов, в этом наша цель, а не в том, чтобы с самого начала повысить сотрудникам зарплату до трёх тысяч долларов в месяц. Эти деньги они смогут зарабатывать сами — благодаря своему оборудованию и квалификации.

Один из главных вопросов, который волнует образовательную общественность, касается количества исследовательских университетов. Сколько их будет?

— Пока говорится о 15, но, скорее всего, это число не окончательное (показатели первого этапа). В США, например, есть ассоциация исследовательских университетов, в которую входят порядка ста высших учебных заведений. Всего же их в стране около трёх тысяч. Получается, что на долю исследовательских приходится три процента. Думаю, в России будет такая же пропорция. Понятно, что их будет не два и не три, потому что системно не удастся решить поставленные задачи. То есть счёт в любом случае должен идти на десятки. Другой вопрос — в какие сроки удастся всё это осуществить. Тут опять стоит вспомнить о кризисе. Но он может лишь на несколько лет отдалить создание сети, но не ставит под сомнение саму идею.

Миссия национальных исследовательских университетов, с одной стороны, состоит в том, чтобы закрыть кадровую потребность высокотехнологичных секторов экономики. А с другой, предполагает развитие науки, в первую очередь прикладной, с целью коммерциализации результатов

Известно, что многие вузы претендуют на статус исследовательского, разрабатывают в инициативном порядке программы развития, обращаются в министерство с заявками. Имеется точная информация, сколько вузов хотят быть исследовательскими?

— Никаких заявок в министерство не поступает, приходят письма, обращения губернаторов. В общей сложности их, может, наберётся с десяток. Но никаких решений приниматься не будет, пока не утверждена конкурсная процедура.

Категория «исследовательского» даётся не навечно. Она присваивается по итогам конкурса и по истечении десяти лет может быть аннулирована. Поэтому крайне важно выстроить эффективную систему управления университетом и строго следовать взятым на себя обязательствам.

Должен быть разработан список совершенно понятных и измеряемых критериев, по которым будет приобретаться «входной билет» в это сообщество. Какие могут быть критерии? Например, эффективность аспирантуры — доля аспирантов, которые в срок защищают диссертации. Или — объём внебюджетного финансирования научных исследований, приведённый к единице профессорско-преподавательского состава. Будет оцениваться успешность образовательной и научной деятельности, эффективность подготовки кадров. Причём нельзя судить о деятельности вуза по итогам одного года, необходимо смотреть динамику на протяжении хотя бы трёх лет.

Предполагается, что конкурс будет проходить в два этапа. На первом будет оцениваться текущее состояние и динамика развития вузов за последние годы. На втором — программы их развития.

Ожидается, что постановление правительства примут следующей весной — в марте-апреле. И в 2009 году после проведения конкурса будет названа очередная, уже более крупная когорта исследовательских университетов — 10-15 университетов.

Кто их будет отбирать?

— Авторитетная комиссия, возможно, созданная на уровне правительства. В неё должны входить и работодатели, и представители образовательного, научного сообществ, но только так, чтобы не возникало конфликта интересов. Например, туда можно пригласить представителей федеральных университетов.

На НИОКР в России выделяются большие деньги. Если вуз конкурентоспособен, у него есть все шансы выигрывать заказы, самому зарабатывать. То есть университетам создают условия для саморазвития

Не получится ли так, что основная масса исследовательских университетов будет сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге?

— Не исключено. Мы преследуем цель подготовки кадров для высокотехнологических отраслей. Так вышло, что МИФИ — основной поставщик кадров для атомной отрасли, у МИСиС сильные позиции в металлургии. Да, заметная часть вузов будет сосредоточена в Москве, достаточное количество — в Питере. Но есть сильные университеты и в Новосибирске, Томске, Казани. Так что региональные вузы вполне могут претендовать на этот статус. Однако территориальное распределение не будет ключевым фактором. Повторяю, мы решаем задачу подготовки кадров в определённых отраслях, но в масштабах всей страны.

С трудом можно представить, что выпускник московского вуза поедет работать куда-нибудь в Сибирь.

— Для этого существуют филиалы. Как делает МИФИ? Присоединяет к себе 24 образовательные учреждения, расположенные в разных регионах России. Можно пойти по этому пути. У МИСиС основная идея — готовить кадры для крупных корпораций типа «Северстали» по договорам. И студент будет знать, что после университета он приедет в компанию, где его ждёт хорошая зарплата, приличный соцпакет и перспектива карьерного роста. Специалисты будут возвращаться в регионы.

Мы, кстати, надеемся, что, создав в исследовательских университетах хорошие условия работы, вернуться захотят и некоторые уехавшие за границу учёные.

В какой организационно-правовой форме будут создаваться исследовательские университеты?

— Пока этот вопрос не решён. В отношении федеральных университетов закон предписывает создание их в форме автономного учреждения. Возможно, в этой же логике будут организовываться и исследовательские университеты. Тем более если им поставят задачу в обязательном порядке коммерциализовать свои научные исследования. Оставаясь бюджетным учреждением, выполнить её будет практически нереально. Вузы должны отчётливо осознавать, что автономия позволяет решать эту задачу. Насколько я знаю, и МИСиС, и МИФИ выразили согласие поменять свою организационно-правовую форму на автономное учреждение.

Как со статусом исследовательского университета соотносится идея объединить техникумы, колледжи, как это собирается делать МИФИ?

— В законе о высшем и послевузовском профессиональном образовании и подзаконных актах есть понятие «университетский комплекс». Это учебное заведение, которое обеспечивает многоуровневое образование. Сектор высоких технологий нуждается не только в инженерах, но и в грамотных технологах, токарях и т.д. Поэтому важно закрыть потребности в специалистах со среднеспециальным образованием. Никаких противоречий в этом я не вижу.

В США есть ассоциация исследовательских университетов, в которую входят порядка ста высших учебных заведений. Всего же их в стране около трёх тысяч. Получается, что на долю исследовательских приходится три процента. В России, вероятно, будет такая же пропорция

По структуре исследовательские университеты могут быть разными: МИФИ присоединяет другие учреждения, МИСиС — нет. Потенциально возможны разные комбинации?

— Совершенно верно. Возможны даже комбинации, когда вуз объединяется с научной организацией, которая расположена в другом регионе и в данном случае выступает в качестве филиала. В этом вопросе особых ограничений не будет.

Сколько потребуется времени, чтобы исследовательские университеты вышли на качественно иной уровень развития? Когда появятся результаты пилотного проекта?

— Думаю, лет через пять, на это время должна быть рассчитана программа развития университетов. Года два займёт организационный этап. Например, МИФИ хочет реорганизоваться путём присоединения 24 образовательных учреждений. Менее чем за год сделать это даже теоретически невозможно. МИСиСу в этом отношении проще, он никого к себе присоединять не собирается. У него будет внутренняя реорганизация, возможно, надо будет избавиться от непрофильного образования (подготовки юристов, экономистов и т.д.).

Перед исследовательскими университетами, как и перед федеральными, стоит задача выбиться в сотню лучших вузов мира. Насколько она достижима?

— На самом деле такая задача не стоит. Существует единственный нормативный документ — указ президента о пилотном проекте. Там никаких задач по вхождению в рейтинги нет. Но очевидно, что рейтинги важны: это ориентир и для работодателей, и для потенциальных абитуриентов. Если речь идёт о рейтингах Шанхайского университета или газеты Times, то оказаться в сотне лучших вузов, конечно, очень сложно. Надо ставить задачу попасть хотя бы в «Топ-500» лет через 10-15.

Какие проблемы Вы можете отметить в связи с формированием исследовательских университетов?

— Основная проблема — финансирование. Сейчас приходится работать в стеснённых финансовых обстоятельствах.

Ещё одна проблема — выработать те самые критерии конкурсного отбора, провести его так, чтобы нас потом не обвиняли, что мы, грубо говоря, взяли и распределили места, и что победители были заранее известны. Надо сделать его прозрачным, сопровождать в прессе, на телевидении, чтобы все понимали, как этот конкурс устроен.

Какие результаты ожидает Министерство образования и науки от реализации проекта по созданию исследовательских университетов?

— Один из главных результатов — более тесная интеграция науки и образования, повышение качества образования, а также роли университетской науки в России.