Пропустить до основного содержимого
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Новости

Найти
УЦ Сетевая Академия
Новости
Услуги
Эксперты
Проекты
Статьи
  

11.05.2010 Вузы загнали себя в тупик 

 
 
О перспективах развития в России национальных исследовательских университетов (НИУ) и о том, что им мешает в достижении амбициозных целей, рассуждает Григорий Дунаевский, проректор по научной работе Томского госуниверситета – одного из 15 победителей второго конкурса НИУ. Справка STRF.ru:
Дунаевский Григорий Ефимович, проректор по научной работе Томского государственного университета (ТГУ), профессор, доктор технических наук
Григорий Дунаевский

Что вашему вузу дала победа в конкурсе НИУ, не считая получения дополнительного госфинансирования (1,8 миллиарда рублей на пять лет)?

– Я бы отметил несколько аспектов. Во-первых, мы считаем наше учебное заведение одним из родоначальников идеи исследовательских университетов в России. В 2001 году на грант от Мирового банка мы выполняли проект, посвящённый возможным вариантам развития в стране такой сети научно-образовательных центров. Потом мы вели ещё два похожих проекта. Так что было бы странно, если бы университет, который всю эту идею отрабатывал для вузовской общественности, сам бы не попал в число НИУ.

Во-вторых, у ТГУ – богатый опыт участия и побед в самых разных конкурсах (например, в прошлом году он стал одним из лидеров по количеству поданных и поддержанных государством заявок в ФЦП «Кадры»).

От победы в конкурсе НИУ мы не ждали каких-то огромных денег, а хотели закрепить за ТГУ статус исследовательского университета, которым он был на практике много лет.

Как классическому университету, ТГУ сложнее победить в конкурсе НИУ, чем техническому или отраслевому, который может пообещать создать какой-то особенный самолёт или паровоз. Направлений деятельности у нас много, поэтому мы не можем позволить себе в течение 10 лет работать только с одним или двумя – необходимо развивать фундаментальные и прикладные разработки всех научных школ. Поэтому в качестве приоритетов мы определили исследования в области материаловедения, нано- и биотехнологий, информационных технологий, рационального природопользования, социогуманитарного блока и космоса. По каждому из этих направлений мы выделили проекты, в которых наш вуз реально лидирует и может добиться конкурентоспособных результатов.

Учитывая, что ТГУ стоял у истоков зарождения идеи исследовательских университетов в России, как Вы оцениваете реализацию проекта НИУ на практике?

– Наши первоначальные идеи во многом были поддержаны. Правда, мы считали, что основным критерием отбора НИУ должны быть сегодняшние достижения вузов – в научной, образовательной, исследовательской деятельности. Минобрнауки действительно взяло это за основу, но при этом добавило ещё один критерий – конкурс программ развития. На мой взгляд, это в какой-то степени конкурс фантазий.

Сильные вузы могли проиграть в этом конкурсе, недостаточно амбициозно представив план своего развития на 10 лет вперёд, а вузы с худшими базовыми показателями преподнесли себя более выигрышно и смогли победить.

Может, в русле сегодняшнего времени это и правильно – давать деньги под конкретные обещания.

На одной из последних коллегий министр Андрей Фурсенко пригрозил, что к концу этого года некоторые вузы могут лишиться статуса НИУ. По Вашим прогнозам, сколько учебных заведений из 29-ти (после первого и второго конкурса – прим. авт.) справятся со взятыми на себя обязательствами?

– Думаю, первые годы будут очень тяжёлыми для всех, в том числе и для нас. Половина вузов может и не справиться с показателями. Почему? Надо иметь в виду, что учебные заведения при планировании реализации своей интеллектуальной собственности исходят из своего видения актуальности работ и их востребованности, а экономика – сегодняшняя: промышленность и рынок России пока не нацелены на покупку инновационной продукции и технологий. И хотя правительство пытается изменить ситуацию, понадобится год-два, чтобы эти механизмы заработали. Тогда вузам будет легче, потому что появится реальный интерес к их разработкам.

Я познакомился с программами развития НИУ и пришёл к выводу, что они сами себя загнали в очень жёсткие рамки, пообещав количественный и качественный рост по самым разным показателям.

Вузы ориентируются на то, что рынок будет запрашивать их разработки, но здесь нужно объективно оценивать ситуацию – это произойдёт, но не сразу.

Какие из конкурсных показателей выполнить наиболее сложно?

– Трудность возникает с тем, что пока не очень ясны правила игры. Известно, что исследовательские университеты за рубежом готовят много магистров и аспирантов (PHD), а у нас и магистратура, и аспирантура в значительной степени определяются госзаказом. То есть по своему желанию и усмотрению вуз не может увеличивать туда набор. Последние годы шло сокращение даже аспирантуры, особенно по гуманитарным специальностям.

Томский университет всегда был базовым в подготовке кадров для всей высшей школы Сибири, Дальнего Востока, и эта миссия за нами закрепилась. Одну из сложностей мы видели в том, как мы сможем обеспечить количественный рост аспирантов. В своей программе мы не ставим цель повысить их число – оно останется примерно на прежнем уровне (700 аспирантов), но стремимся сделать всё возможное, чтобы защищалось как можно больше человек – это тоже для вузов головная боль. Так что мы заложили рост показателей эффективности в этом направлении от 40 до 60 процентов.

Среди других непростых для выполнения показателей – рост объёма инновационного пояса малых предприятий. Мы их, конечно, можем создавать, но их востребованность зависит в целом от экономической ситуации в регионе, стране.

А как обстоит дело с привлечением иностранных студентов в ТГУ?

– Хотя у нас много учащихся из стран СНГ, с вузами Европы и Америки тесные связи пока не налажены. Для начала нужно решать бытовые проблемы, чтобы приезжающим можно было предоставить комфортные условия пребывания в наших стенах.

Одна из целей НИУ – продвижение высшего образования России на международном уровне. На Ваш взгляд, насколько легко её осуществить?

– Эффективное решение этой задачи связано с тем, насколько быстро мы сумеем выстроить эти образовательные цепочки совместно с нашими партнёрами в ведущих зарубежных вузах. Это сотрудничество пока идёт на уровне совместных НИР и штучного обмена студентами, а требуется организовать «поток» – непрерывное движение учащихся. Для этого нужна инфраструктура, современные кампусы, общежития.

Ещё одна проблема – языковой барьер. Надо понимать, что никто не будет специально изучать русский, чтобы приехать к нам учиться.

Кроме того, требуется перестройка учебного процесса. Нельзя привести иностранного студента и заставить его ежедневно по шесть часов слушать лекции, а в конце семестра попросить отчитаться.

За границей – другой подход. Там студенту сразу дают задание, он осваивает какой-то материал, приходит на занятие подготовленным и работает с профессором в режиме онлайн. Такую же практику надо применять и нам, по крайней мере, для подготовки магистров.

Если  говорить о структурах внутри университета, то здесь также надо быть готовым к тому, что иностранный студент выберет на своё усмотрение несколько курсов. В наших вузах они могут читаться на разных факультетах, входить в структуру разных образовательных программ. И чтобы предоставить ему возможность знакомства именно с этими курсами, необходимо решить организационные проблемы.

ТГУ – одно из четырёх высших учебных заведений России, которое входит в ТОП-500 вузов (согласно шанхайскому рейтингу – прим. авт.), и, конечно, мы рассчитываем, что с использованием дополнительных госсредств создадим условия для того, чтобы двигаться выше.

В Томске теперь будут работать два НИУ (ТГУ и ТПИ). Как Вы планируете взаимодействовать с коллегами? И усилит ли новый статус конкуренцию между вами?

– Мы сотрудничаем уже давно, например, преподаватели часто пересекаются друг с другом на диссертационных советах. Внутренняя конкуренция была, есть и будет и без этого. Но в целом, надеюсь, будем дружить.

Если посмотреть на список победителей, получается, что в одних городах – по несколько НИУ, тогда как в других – их вообще нет…

– Конечно, желательно, чтобы сильный университет был в каждом субъекте Федерации (так как создание инновационной системы России должно базироваться прежде всего на вузах). И в данном случае речь необязательно может идти о НИУ, тем более что регионов у нас – очень много.

Важно помнить, что НИУ не должны служить «украшением» той или иной территории, их основная задача – продвигать систему образования России на мировой уровень.

Марина Σ Муравьёва