Пропустить до основного содержимого
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Новости

Найти
УЦ Сетевая Академия
Новости
Услуги
Эксперты
Проекты
Статьи
  

11.05.2010 Стимулирующие надбавки: пример ОмГТУ 

 
 
Недавно я писал про новые надбавки за публикации в иностранных рецензируемых журналах, которые ввели в ГУ-ВШЭ
Продолжу тему рассказом о надбавках в Омском государственном техническом университете. Но сначала хочу пояснить, почему возникающие практики отбора и стимулирования лучших в вузах заслуживают самого пристального внимания. Государство вливает в университеты все больше денег, постепенно смещая фокус поддержки с науки в НИИ на науку в вузах. Это хорошо видно из конфигурации новых мегагрантов, которые будут вовсе недоступны НИИ. При этом вузовская наука пока заметно уступает академической.
Зато численность как самих вузов, так и их сотрудников очень велика. Большинство вузовских преподавателей не ведет исследований на приемлемом уровне. Это демонстрируют результаты конкурсов по ФЦП «Научные кадры» — есть тематики, где деньги на создание научно-образовательных центров получили коллективы вообще без публикаций в рецензируемых журналах.
Даже в сильных вузах более квалифицированные и активные сотрудники, действительно занимающиеся наукой и дающие студентам современные знания, часто находятся в меньшинстве. Доступ к ресурсам для них бывает затруднен людьми, чьи заслуги давно в прошлом, а также администраторами, преследующими собственные цели. На уровне отдельных кафедр и факультетов системы поддержки хорошей науки часто нет, и продвижение по карьерной лестнице определяется устаревшими или ложными критериями.
Так как настоящая наука в вузах еще более «разбавлена», чем в академических НИИ, вливание больших денег в вузы может оказаться еще более неэффективным.
Существующие конкурсные механизмы выделения госсредств эту проблему решают плохо – виноваты закон о госзакупках, коррупция, начальственный контроль за подачей заявок на участие в конкурсах.

Другой аспект проблемы вузовской науки связан с демографией. Число студентов стремительно сокращается, и власть реагирует на это призывами к укрупнению вузов, а попутно активно сокращает ставки. Почти везде дефицит ставок приводит к проблемам при трудоустройстве молодых перспективных специалистов. Уволить пожилых малопродуктивных сотрудников сложно – возникают сложности с обоснованием такого решения.

В такой ситуации система формальной объективной оценки эффективности обязательна. Она позволяет прогрессивному руководству вуза задать четкие и понятные критерии, по которым не только распределяются надбавки, но и оценивается реальный вклад сотрудника в развитие. Это точка отсчета и ориентир. Без формальной оценки преподавателей со стороны самих вузов деньги по линии Минобрнауки будут недостаточно эффективными. То же самое касается освобождения и занятия ставок.
 
Теперь об опыте Омского технического университета. Его программа стимулирования сильно отличается от той, что действует в Вышке. Вместо нескольких надбавок – единая система, в которой роль играет не только наука, но и преподавание.  Кроме того, положение о надбавках ОмГТУ не выложено в открытом доступе – в университете считают его интеллектуальной собственностью и передали по официальным просьбам нескольким другим вузам.
Сегодня механизм действует так: каждый сотрудник вносит в электронную базу сведения, которые подпадают под указанные в положении о надбавках. Используются сканы и другие подтверждающие документы. Затем показатель проверяет заведующий кафедрой или начальник подразделения. Дополнительный контроль осуществляют уполномоченные сотрудники ректората, которые могут отменить визу завкафедрой, если она окажется сомнительной.
Каждый показатель приносит определенное число баллов. Раз в квартал по сумме баллов за прошлый год выплачивается премия. Текущие результаты оплачиваются сразу, в месяц занесения в базу, по служебной записке заведующего кафедрой. Цена балла в 2009 г. колебалась от 399 до 1100 р. в зависимости от наличия у вуза достаточных средств.

Основные «расценки»:

Публикация

— в международном рецензируемом журнале – 10 баллов
— в отечественном журнале списка ВАК – 4 балла
— в журнале ОмГТУ, также входящем в список ВАК – 1 балл
— в прочих рецензируемых журналах – 0,7 балла
— в тезисах международной или всероссийской конференции (не считая проходящих в ОмГТУ) 0.5 балла
— в прочих «сборниках» — 0,3 балла

Выход монографии

— за рубежом – 15 баллов
— в крупном издательстве России или СНГ – 10 баллов
— в местном издательстве – 7 баллов

Выход учебного пособия
с грифом Минобрнауки – 10 баллов
— с грифом Учебно-методического объединения – 4 балла
— местного – в зависимости от объема

Регистрация программы
в Отраслевом фонде алгоритмов и программ – 1 балл

Регистрация патента
на изобретение – 5 баллов
— на полезную модель – 2 балла

Участие в выполнении хоздоговора
– 1 балл за 500.000 р. на участника.

Подготовка студенческой работы
, победившей на всероссийском конкурсе – 1 балл
Кроме того, есть набавки за руководство. Так, председатель диссертационного совета получает 3 балла, член совета — 1,5 балла. Руководство магистерской программой – 0,5 балла.
Дополнительно премируются защиты диссертаций (кандидатская в срок – 10 баллов, докторская – 15 баллов).

Как поясняет проректор по информатизации ОмГТУ Рашит Файзуллин, цифры стали плодом дискуссий, отражающих понимание, что основная задача вуза – качественное образование. Отсюда разнообразие и широкий охват показателей.
Сейчас нормально работающих доцент университета может получать 30-40 тыс. руб., а при условии активного участия в хоздоговорах, преподавании на курсах, работы по грантам эта сумма может вырасти до 100.000 руб. Всего в университете 826 бюджетных ставок.
Пока что размеры премий за показатели в ОмГТУ гораздо ниже, чем в ГУ-ВШЭ, самая большая начисленная квартальная премия составила 70.000 р. Причем доцент, получающая ее, добилась прибавки в т.ч. путем подготовки студентов на конкурсы, которые те выигрывают по всей стране. Но главное, что система работает по понятным и единым правилам и стимулирует занятия наукой и образованием на хорошем уровне.

Этим она кардинальным образом отличается от «стимулирования» в большинстве других российских вузов, где размеры и порядок назначения надбавок не формализованы и находятся целиком во власти ректора и руководителей подразделений (см., например, здесь)
Мне кажется, что введение правил, аналогичных действующим в ОмГТУ, сейчас должно стать частью политики Минобрнауки в области реформирования высшего образования. Это не менее актуально, чем пресловутый эксперимент с ПРНД, который Минобрнауки инициировало в РАН. Я буду продолжать рассказывать о различных видах стимулирования, применяемых инновационными вузами. Примеры ГУ-ВШЭ и ОмГТУ показывают, что ничего нереального здесь нет.