Пропустить до основного содержимого
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Новости

Найти
УЦ Сетевая Академия
Новости
Услуги
Эксперты
Проекты
Статьи
  

12.03.2009 Сергей ГУРБАТОВ: «Национальные исследовательские университеты дадут кадры для инновационной экономики» 

 
 

Справка STRF.ru:
Гурбатов Сергей Николаевич, проректор по научной работе и заведующий кафедрой акустики радиофизического факультета Нижегородского государственного университета (ННГУ) им. Н.И. Лобачевского, доктор физико-математических наук, профессор

Как Вы относитесь к идее создания в России сети национальных исследовательских университетов (НИУ)?

— Я считаю, что такие вузы должны быть. Дело в том, что согласно концепции НИУ, которую разрабатывает Минобрнауки, присвоение вузу статуса национального исследовательского университета предполагает и выделение ему дополнительного финансирования. А в чём сегодня заключается главная проблема наших вузов? В низком финансировании. Нашим университетам очень трудно конкурировать с западными прежде всего потому, что там на науку выделяется гораздо больше средств, а значит, и научно-исследовательская база у них лучше. Российские вузы только тогда смогут занимать достойные места в мировых рейтингах, когда будут обладать таким же оборудованием, как и зарубежные.

Насколько успешна сама эта идея с учётом того, что исторически наука и образование у нас в стране были разделены?

— Я думаю, представление о разделении науки и образования — это стереотип. Конечно, традиционно в академических и отраслевых институтах больше занимаются наукой — там для этого больше возможностей, чем, например, в обычном университете. Тем не менее существует много российских вузов, в частности федерального значения, позиции которых сильны не только в образовании, но и в науке.

Взять, к примеру, ННГУ. Я бы не сказал, что у нас наука и образование разделены, в вузе всегда была достаточно мощная научно-исследовательская компонента. Более того — наш университет с самого начала позиционировался именно как исследовательский. У нас даже есть Объединённый учебно-научный центр Нижегородского госуниверситета и институтов РАН. Положение о нём было утверждено президентом Академии наук, министром образования, губернатором Нижегородской области. С одной стороны, благодаря этому Центру представители РАН принимают активное участие в учебном процессе, а с другой — студенты имеют возможность работать в лабораториях и институтах Академии наук.

По-вашему, национальные исследовательские университеты смогут стать университетами мирового уровня?

— Превращение обычного вуза в НИУ — процесс достаточно длительный. Если стартовать с нуля, то вряд ли сразу получится создать университет мирового уровня. Если же вуз по каким-то направлениям уже занимает достойное место в международном рейтинге, то всё получится, надо только сконцентрироваться на этих ключевых направлениях. Хотя, на мой взгляд, ряд наших университетов и так соответствуют мировому уровню. Например, Московский государственный или Бауманский технический университеты.

Концепция НИУ, разработанная в Минобрнауки, вызывает у многих экспертов критические замечания. В частности, они касаются критериев отбора национальных исследовательских университетов. На Ваш взгляд, как следует оценивать вуз, претендующий на категорию НИУ?

— Мне кажется, при отборе НИУ одним из весомых критериев должна стать тесная работа вуза и отраслевых НИИ, которая показывала бы, насколько сильно вуз связан с академической и отраслевой наукой. А это, в свою очередь, было бы показателем степени включённости наших вузов как в российскую, так и в мировую научную среду.

Также при отборе претендентов должен учитываться кадровый потенциал вуза. Надо смотреть, какие учёные работают в том или ином вузе, сколько докторов наук и представителей РАН включены в учебный процесс. В России есть высшие учебные заведения, где представители академической и отраслевой науки активно участвуют в учебном процессе. Скажем, Новосибирский университет, Физтех или, опять-таки, наш ННГУ.

Сколько вузов в России могут претендовать на статус исследовательского университета?

— Наверное, 30-40, не больше.

По Вашим оценкам, каким будет соотношение представителей классических вузов, технических и гуманитарных среди победителей конкурса НИУ?

— Я думаю, что гуманитарных университетов будет один, от силы два. А классические и технические вузы будут представлены в равных пропорциях. Вообще мне кажется, что соотношение будет примерно такое, как по приоритетному нацпроекту «Образование».

Что станет главным результатом реализации проекта по созданию НИУ?

— Основной результат — это повышение уровня научной работы. Также внедрение результатов исследований, как раньше говорили, «в народное хозяйство». Что касается роли НИУ в построении инновационной экономики, то не надо забывать, что основная функция университетов — это подготовка кадров. Так что национальные исследовательские университеты должны дать кадры для инновационной экономики.

Как Вы относитесь к идее перехода университетов в форму автономного учреждения? Каковы преимущества и риски такого перехода?

— Насколько мне известно, ряд вузов собирается перейти в форму автономных учреждений, что даёт большую свободу по сравнению с другими университетами, но и усложняет вопрос финансирования. А с ним как раз надо разбираться. Вся проблема состоит в мелких деталях, которые могут всё существенно изменить. Например, тот же 94-ФЗ сильно связывает руки. Успех предприятия зависит от того, насколько будет проработано законодательство. Пока я бы не стал давать никаких оценок.

Ваш университет собирается переходить в форму автономного учреждения?

— Естественно, мы обсуждаем такую возможность, но решение по этому вопросу пока не принято.


Беседовала Альфия Σ Булатова