Пропустить до основного содержимого
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Новости

Найти
УЦ Сетевая Академия
Новости
Услуги
Эксперты
Проекты
Статьи
  

12.04.2010 Равнение на равенство 

 
 

Двадцатилетие негосударственного образования в России стало для представителей этого сектора поводом подвести итоги, обсудить проблемы, выработать стратегию будущего развития. Руководители негосударственных образовательных учреждений (НОУ) провели юбилейный съезд, в рамках которого состоялось Всероссийское совещание ректоров негосударственных вузов, а также совместное с ректорами выездное заседание Экспертного совета по негосударственному образованию Комитета Государственной Думы по образованию. Тема - “Ресурсы развития и конкурентные преимущества НОУ ВПО в условиях демографического спада и перехода российской экономики к инновационной модели развития”.

Никто из руководителей Минобрнауки на нем не присутствовал. Факт, конечно, частный, но, как заметил кто-то из участников совещания, символичный. Материально, финансово, законодательно государство на протяжении многих лет поддерживает только государственный сектор образования, фактически приравняв негосударственные образовательные учреждения к коммерческим структурам. Поэтому конкурентная среда в отечественном образовании фактически отсутствует, что в сочетании с демографическим спадом очень затрудняет развитие негосударственных вузов и не идет на пользу российской системе образования в целом. “Если не будет конкурентной среды, то не будет и результатов”, - подчеркнул председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России, ректор Российского нового университета Владимир Зернов.

Участники заседания отмечали существенное неравенство государственного и негосударственного сегментов системы образования в области налогообложения, в доступе к государственным финансовым, материальным и информационным ресурсам, напоминая, что еще в 2006 году было принято решение Госсовета об установлении равенства такого доступа для образовательных организаций разных форм учредительства.

Сегодня в России более 450 негосударственных вузов, имеющих государственную аккредитацию, в них учатся более

1 млн 200 тыс. студентов. Большая проблема сектора НОУ в том, что он “крайне неоднороден”. А по одному слабому вузу общество зачастую судит обо всем секторе в целом. Однако при всех известных недостатках негосударственного сектора, заметил В.Зернов, соотношение “цена - качество” обучения в негосударственных вузах намного предпочтительнее, чем в подавляющем большинстве государственных, и значительная часть зарегистрированных в последнее время открытий сделана их учеными.

В.Зернов высказал мнение о несправедливости такого положения, когда заказ на подготовку специалистов получают только государственные вузы. В качестве примера, достойного подражания, он привел Австралию, которая за сравнительно небольшой период времени вышла на второе место по экспорту образовательных услуг - во многом благодаря достойной поддержке негосударственного сектора образования. В России же ни одно из негосударственных учреждений образования - ни школа, ни колледж, ни вуз - не вошло в число победителей Приоритетного национального проекта “Образование”.

Практически нереально для студентов негосударственных вузов и получение льготного образовательного кредита: для этого требуется очень высокий проходной балл, к тому же специальности, объявленные приоритетными (обучающиеся по которым студенты имеют право на кредит), в негосударственных вузах представлены редко. Все же в число вузов, отобранных для участия в эксперименте по образовательному кредитованию, вошло три негосударственных.

В прошлом году из-за демографического спада прием в частные вузы уменьшился в среднем на четверть. Председатель Комитета Госдумы РФ по образованию Григорий Балыхин, заметив, что в этом году легче не будет, призвал ректоров вести борьбу за каждого абитуриента - работать со школьниками, начиная уже с 9-10 класса. Что же касается равнодоступности бюджетных средств, то, по мнению Г.Балыхина, эта проблема постепенно решается. По многим направлениям работы сейчас устанавливаются нормы, единые для всех аккредитованных образовательных учреждений, в частности, именно такой подход используется при разработке нового интегрированного законопроекта об образовании (большая часть его уже прошла экспертизу в комитете). Г.Балыхин призвал членов Ассоциации негосударственных вузов быть активнее и высказывать все свои предложения на этапе подготовке закона.

Участники совместного заседания депутатов и ректоров, как было записано в его решении, считают, что Правительству РФ необходимо принять меры по обеспечению равнодоступности аккредитованных образовательных учреждений различной организационно-правовой формы собственности к государственным ресурсам и государственному заказу через систему конкурсов. В частности, предлагается ввести контрактные отношения между государством, вузом и студентом - это позволит оперативно и в правовом поле решать проблемы обучения контрактных студентов на бюджетных отделениях, закрепит молодых специалистов в профильных для них отраслях экономики и предотвратит “бегство” подготовленных на бюджетные средства специалистов за рубеж.