Пропустить до основного содержимого
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Новости

Найти
УЦ Сетевая Академия
Новости
Услуги
Эксперты
Проекты
Статьи
  

12.08.2009 Дайте денег, и мы сделаем из вуза конфетку 

 
 

В России запустили масштабный проект по созданию исследовательских университетов: на их развитие из бюджета выделят более 20 миллиардов рублей. Ещё один крупный инвестиционный проект связан с федеральными университетами: каждый будет получать по 1,5 миллиарда рублей в год. Но какова эффективность уже действующих вузов — ЮФУ и СФУ, которые обошлись госказне в 11 миллиардов рублей?

Справка STRF:
Князев Евгений Анатольевич, заместитель директора департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке Минобрнауки РФ, куратор проекта по созданию в России федеральных университетов

С 2011 года в России начнут создавать по одному федеральному университету в каждом округе с ежегодным объёмом госфинансирования в 1,5 миллиарда рублей. При создании новых университетов будет учитываться опыт уже работающих вузов-пилотов. Первые федеральные университеты — Сибирский и Южный (ЮФУ и СФУ) были созданы в конце 2006 года в рамках национального проекта «Образование». На их программы развития потрачено более 11 миллиардов рублей (в 2007 году — по 3 миллиарда; в 2008-м — по 2,35 миллиарда, в 2009-м — по 500 миллионов и столько же запланировано на 2010-й). В следующем году у первых федеральных университетов завершатся программы развития, после чего будут подведены окончательные итоги их деятельности. Насколько успешно они справляются с поставленными задачами, STRF.ru рассказал заместитель директора департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке Минобрнауки РФ Евгений Князев.

Как Вы оцениваете деятельность первых федеральных университетов — Южного и Сибирского?

— В программах развития этих вузов прописаны конкретные целевые показатели. Их выполнение идёт в соответствии с графиком, а по ряду направлений — с заметным опережением. Можно отметить массу положительных изменений в плане оснащённости оборудованием, улучшения инфраструктуры, повышения качества образовательного и научного процессов. Сделаны серьёзные шаги в формировании единого информационного пространства —  то, что называется «электронным университетом» (образовательная деятельность, информационная, инфраструктурная поддержка науки, информационные системы управления). Есть определённый качественный прирост в основных сферах деятельности: появились сотни образовательных программ — действительно новых, которые опираются на новое оборудование, на новые методы обучения. Сотни преподавателей прошли стажировки за рубежом.

ЮФУ и СФУ были созданы путём объединения нескольких региональных вузов (по четыре в каждом случае). Насколько успешно завершился процесс интеграции учебных заведений?

-В Красноярске, на мой взгляд, ситуация более благоприятная. На сегодняшний день можно уверенно сказать, что там работает единая организация. Следов от былой разобщённости нескольких вузов почти не осталось. Этому есть объективные предпосылки. Внутренняя модель ЮФУ и СФУ принципиально отличается. СФУ создан по принципу равного брака, то есть под общую юридическую крышу на равных включены четыре вуза. То есть произошло слияние вузов, и сверху появилась некая надстройка, которая управляет процессом. В ЮФУ де-факто произошло присоединение трёх вузов к Ростовскому госуниверситету с сохранением инфраструктуры и управленческой системы. Если в Сибири весь менеджмент создан заново, то на Юге он трансформировался — Ростовский университет остался с прежней администрацией. На мой взгляд, с этим у ЮФУ связаны основные сложности выполнения программы.

По Вашим оценкам, насколько жизнеспособной окажется модель объединения вузов при создании федерального университета? Например, на Дальнем Востоке отказались от создания мегавуза.

— Действительно, на Дальнем Востоке из того многообразия инициатив, которые высказывались, выбор остановился на создании федерального университета на базе одного вуза — ДВГУ (сейчас формируется ДВФУ).

Я думаю, не надо загонять себя в рамки какой-то одной модели. Следует извлекать уроки из того опыта, который накоплен. В сфере образования реорганизация учебных заведений является регулярным процессом: объединяются колледжи, вузы. Конечно, объединение — это всегда стресс для организаций, которые вовлечены в этот процесс. А раз стресс — значит, дополнительные сложности для реализации амбициозной программы с конкретными показателями.

С моей точки зрения, при формировании федерального университета было бы логично выбирать сначала «точку сгущения», небольшой, но перспективный вуз, и постепенно — в несколько этапов — присоединять к нему другие учебные заведения. Тогда процессы интеграции будут проходить менее болезненно и с большим эффектом.

В Минобрнауки поступило более 30 заявок от регионов с предложением создать у них федеральный университет. Я знаком с этими программами. В них можно выделить типичные ошибки. Очень редко в программах приведён честный анализ собственной деятельности, с объективным анализом возможных рисков и трудностей реализации программы развития федерального университета. Происходит лакировка действительности. А по опыту ЮФУ и СФУ наглядно видно, что действительность значительно отличается от того, что мы прописываем в своих планах. Часто недооцениваются сложности организационных процессов. Особенно это касается тех учреждений, которые в процессе создания ФУ или НИУ планируют присоединение каких-то учебных заведений. Это айсберг, подводная часть которого часто недооценивается.

Что движет людьми при создании крупного университетского комплекса, какова мотивация? Главный мотив: дайте денег, и мы сделаем из вуза конфетку. Стремление получить значительную финансовую поддержку вместо стремления создать собственный потенциал развития. «Разбухание» организации просто сквозит из проектов, вместо того чтобы стремиться более рационально использовать имеющиеся ресурсы. Зачастую желание продемонстрировать масштабность замысла приводит, на мой взгляд, к некорректным формулировкам целей. Допустим, что к такому-то году вуз попадёт в международных рейтингах в топ-50 или топ-100. Это не цель, а лакмусовая бумажка, показатель того, что университет движется в правильном направлении.

Марина Σ Муравьёва