Пропустить до основного содержимого
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Новости

Найти
УЦ Сетевая Академия
Новости
Услуги
Эксперты
Проекты
Статьи
  

13.03.2010 Россия в полной мере перейдет на трехступенчатую систему высшего образования в 2011 году - представитель Минобрнауки РФ 

 
 
Россия в полной мере перейдет на трехступенчатую систему высшего образования, предусматривающую подготовку бакалавров, магистров и докторов, в 2011 году. Об этом сообщил в пятницу в беседе с корр.ИТАР-ТАСС глава департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко. Он возглавлял российскую делегацию на завершившемся здесь втором этапе международной конференции, посвященной 10-летию Болонского процесса. Первый этап форума состоялся в четверг в Будапеште.

       "В настоящее время, - сказал он, - готовится федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, которая позволит "подтянуть" до уровня Болонского процесса основную массу российских вузов. Сейчас все принципы Болонского процесса в достаточной мере реализованы лишь в нескольких федеральных университетах в отдельных федеральных округах, да еще примерно в двух десятках национальных исследовательских университетов, которые выдают европейские приложения к своим дипломам.

       Реализация новых стандартов с 1 сентября 2011 года позволит по завершении образовательных программ выдавать студентам по всей стране такие дипломы, которые будут признаваться всем европейским сообществом".

       Коснувшись прогресса в достижении целей, сформулированных в рамках Болонского процесса, представитель Минобрнауки обратил внимание на обсуждавшиеся на конференции данные общеевропейского исследования по обеспечению мобильности студентов. Согласно этому исследованию в 1999 году доля студентов, получивших образование за рубежом, для каждой из стран-участниц Болонского процесса составляла в среднем 1,9 проц. В 2007 году этот показатель увеличился лишь до 2,0 проц. При этом основная направление этого потока указывало с Востока на Запад.

       "Вопрос о повышении мобильности студентов и преподавателей, - отметил Игорь Реморенко, - активно обсуждался на конференции. Решению этой проблемы могло бы содействовать создание специальных агентств по обмену студентами, которых сейчас крайне не хватает. Правовые условия для этого имеются. Создана нормативная база, позволяющая зачесть результаты обучения студентов в каком-то другом вузе. В целом, настало время переходить от законодательного закрепления принципов Болонского процесса к осуществлению конкретных проектов по реализации этих принципов".

       Споры вокруг преимуществ и недостатков Болонского процесса не способны поставить под вопрос главное - в условиях глобализации мировой экономики и сращивания рынков необходимость поиска общих подходов в области образования становится все более очевидной, подытожил глава российской делегации. В этой связи попытки наладить и развивать сотрудничество в этой сфере сейчас предпринимаются и в других регионах мира, например, в Азии в рамках Шанхайской организации сотрудничества или в Латинской Америке. Их представители вместе с посланцами ряда африканских государств приняли активное участие в завершившейся конференции.

       "Болонский процесс - это не фабрика образования, которая готовит одинаковых специалистов, - подчеркнул в заключение Игорь Реморенко. - Он задумывался и создавался для того, чтобы все люди оставались разными и могли наиболее адаптивно и эффективно с учетом собственных интересов и индивидуальных представлений выбирать свою образовательную программу и учиться в разных странах. Образно его можно сравнить с набором общих протоколов в интернете, которые позволяют читать самые разнообразные сайты".