Пропустить до основного содержимого
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Новости

Найти
УЦ Сетевая Академия
Новости
Услуги
Эксперты
Проекты
Статьи
  

14.01.2009 Образовательная траектория транспорта России 

 
 

Образовательная траектория транспорта России

Острейший дефицит специалистов, особенно со среднеспециальным образованием, испытывают многие российские отрасли, в том числе: металлургия, машиностроение, энергетика. При этом профильные министерства и ведомства пока, судя по всему, не предпринимают каких-либо конкретных шагов по решению кадровой проблемы, реформированию и модернизации подчинённых им образовательных учреждений. Не в пример своим коллегам транспортники озаботились этим вопросом и разработали долгосрочную концепцию развития системы профильного образования. За образец они взяли модель создаваемых в России мегавузов — федеральных университетов. Насколько оправдана такая схема развития, STRF.ru обсудил с Борисом Лёвиным, ректором Московского госуниверситета путей сообщения, на базе которого предлагается создать Федеральный транспортный университет.

Проект Федерального транспортного университета поражает своей масштабностью — планируется объединить почти сто учебных заведений России. Кому принадлежит эта идея, и как она будет воплощаться?

— Инициатива исходит от министра транспорта Игоря Левитина. Он чётко следит за профильным образованием и делает всё, чтобы оно развивалось. Сегодня в ведении Минтранса находится 19 университетских комплексов — по подготовке специалистов для железнодорожного, авиационного, морского и речного транспорта. Проблема в том, что учебные заведения принадлежат различным федеральным агентствам, поэтому нет столь необходимой для отрасли общей образовательной политики. В связи с этим решено было реформировать систему профобразования путём объединения учреждений.

Сегодня стоит задача наладить эффективное взаимодействие всех видов транспорта при эффективной деятельности каждого из них. Например, в нашем университете есть курс по управлению перевозками на железнодорожном транспорте, а у «водников» — по управлению перевозками на воде. Но на практике эти процессы тесно связаны: груз перемещается с железной дороги на воду и обратно. Поэтому необходимо готовить специалистов, которые могли бы разбираться во всех этих процессах. Мы считаем, что транспортников нужно обучать комплексно, следует вернуться к забытым традициям. До революции в России было два профильных вуза: Санкт-Петербургский госуниверситет водных коммуникаций, которому в этом году исполнится 200 лет, и Московский институт путей сообщения, которому будет 113 лет. Только с 1928 года отраслевые вузы стали разделяться в зависимости от вида транспорта. Сегодня очевидно, что это не логично. Проект федерального университета как раз и направлен на то, чтобы студенты осваивали элементы взаимодействия различных видов транспорта. Для этого мы будем разрабатывать и внедрять в практику межтранспортные образовательные программы и стандарты. В новом мегауниверситете будет вестись обучение по 366 образовательным программам.

В ведении Минтранса находится 19 университетских комплексов, готовящих специалистов для железнодорожного, авиационного, морского и речного транспорта. Проблема в том, что учебные заведения принадлежат различным федеральным агентствам, поэтому нет столь необходимой для отрасли общей образовательной политики

Проект по объединению образовательных учреждений уже стартовал. С начала этого года в состав МИИТ вошли 16 техникумов железнодорожного транспорта и Российский государственный открытый технический университет путей сообщения. В дальнейшем планируется присоединить Московскую государственную академию водного транспорта и Московский технический госуниверситет гражданской авиации. В общей сложности должны подключиться 99 учебных заведений — вузов и техникумов, которые относятся к системе отраслевого транспортного образования, то есть подчинены Министерству транспорта. В федеральном университете будет обучаться 84,5 тысячи (вуз будет пятым в мире по численности студентов). Транспортная отрасль — первая в России, начавшая подобный проект.

Удастся ли эффективно управлять такой образовательной мегаструктурой?

— Думаю, да. Для сравнения — в МИИТе сейчас обучается 35 тысяч студентов, из них очников —16,7 тысяч. Правда, наш вуз находится в Москве, а Федеральный транспортный университет будет территориально распределённым комплексом. Но мы к этому проекту идём уже два года, неоднократно моделировали ситуацию, проводили множество семинаров и совещаний. Преимущества создания такой структуры очевидны. Например, региональные учебные заведения будут использовать наш бренд, что повысит их статус. Кроме того, будет налажено единое методическое обеспечение отраслевой системы образования, удастся повысить квалификацию всех сотрудников объединённого университета. Также сможем улучшить обмен преподавателями. В этом направлении уже есть опыт: мы не только отправляем московских специалистов в регионы, но и наоборот — приглашаем сюда, практикуем вахтовый метод преподавания. В начале этого года на базе МИИТ откроется крупнейший центр мультимодальных транспортных решений, который предусматривает подготовку руководящего состава для управления различными видами транспорта. Именно здесь они будут отрабатывать элементы взаимодействия: как на конкретных транспортных узлах, так и в решении проблем международной мультимодальности.

Когда планируется завершить проект?

— Конкретные сроки пока не установлены. Для начала нужно наладить совместную работу с уже присоединёнными учебными заведениями. У Российского открытого университета путей сообщения 48 филиалов. Важно, что в тех же населённых пунктах, где расположены его основные филиалы, находятся и техникумы. Мы планируем создать на их базе единые образовательные комплексы. Уже согласованы программы среднего и высшего образования. При этом мы ориентируемся на то, что аттестация будет проводиться отдельно — по уровням образования.

Необходимо наладить эффективное взаимодействие всех видов транспорта при эффективной деятельности каждого из них. Именно на это направлен проект создания федерального университета. Обучение в нём будет вестись по 366 образовательным программам, многие из которых будут иметь междисциплинарный характер

Если говорить о перспективах развития учреждений среднеспециального образования, то в настоящее время очень остро стоит вопрос о призыве в армию выпускников техникумов и колледжей. При этом потребность в специалистах с таким образованием на железных дорогах России намного больше, чем в специалистах с высшим. Мы надеемся, что хотя бы самым лучшим учащимся (пять-десять процентов) будут предоставлять отсрочку при поступлении в вуз. Для них логично было бы ввести плавный переход от программы среднего профобразования к программе высшего. Это повысит привлекательность первого.

Собираетесь ли вы оптимизировать сеть транспортных учебных заведений?

— Конечно. В ходе реорганизации из 99 учебных заведений останется 42: 11 вузов (вместо нынешних 15) и 31 учреждение среднего профобразования (вместо 84). В оптимизации есть чёткая логика — объединяются только транспортные учреждения. Во многих из них не ведётся преподавание на должном уровне. Поэтому в результате слияния приумножатся возможности каждого учебного заведения.

Проекты оптимизации не вызывают сегодня каких-либо возражений у образовательного сообщества. Вузы транспорта — я хочу акцентировать на этом внимание — создавались 200 лет как некий центр кадрового обеспечения отрасли. Эти традиции сохранены. Сегодня эти вузы — фактически одна семья. У нас очень тесное взаимодействие — начиная с ректора, заканчивая рядовым сотрудником того или иного университета. Очень многие проекты, которые мы делаем по заказу РЖД, например, выполняются несколькими вузами, причём не только московскими и петербургскими.

В какой организационно-правовой форме будут работать учебные заведения?

— Все учреждения, расположенные в Москве, станут единым юридическим лицом, а в регионах — филиалами. Что касается центра размещения Федерального транспортного университета, то мы рассматриваем не только Москву, но и Санкт-Петербург, крупные города Сибири. Всё будет зависеть от того, насколько вузы, находящиеся в том или ином регионе, будут готовы к такому проекту.

Необходимо ли дополнительное финансирование для создания Федерального транспортного университета?

— Особых затрат этот процесс не предусматривает. Бюджетное финансирование потребуется только на момент реорганизации, прежде всего для создания единой автоматизированной системы управления образовательным комплексом. В действующую в нашем университете систему управления необходимо включить все филиалы. Кроме того, присоединяемые учебные заведения должны передать всё своё имущество в наш комплекс. К сожалению, не везде оно оформлено надлежащим образом. Поэтому для этого понадобятся дополнительные средства.

Но в целом мы научились зарабатывать сами. Главный доход мы получаем от образовательной деятельности — полтора миллиарда рублей в год, от науки — свыше миллиарда рублей (объём НИОКР составляет порядка 650-700 миллионов в год) и, наконец, от повышения квалификации — около 700 миллионов.

В ходе реорганизации из 99 учебных заведений системы транспортного профобразования останется 42: 11 вузов (вместо нынешних 15) и 31 учреждение среднего звена (вместо 84). Во многих учебных заведениях не ведётся преподавание на должном уровне. Поэтому в результате слияния приумножатся возможности каждого из них

Госфинансирование в консолидированном бюджете МИИТа составляет всего 24 процента. Мы этого добились благодаря реорганизации нашей структуры, которую начали ещё в 1997 году. Тогда у вуза практически не было денег. Оценив ситуацию, мы пришли к выводу, что 15 факультетов нужно преобразовать в несколько более крупных подразделений (они у нас действуют в статусе институтов), предоставив каждому из них самостоятельность в управлении финансами и инфраструктурой. Наша внутренняя конституция — положение о финансово-хозяйственной деятельности не меняется уже 12 лет. Там прописано, как распределяются доходы от учёбы, науки и т.д. И если в то время в консолидированном бюджете вуза собственные средства составляли 13,7 процентов, то в последние три-четыре года — свыше 70.

Созданная 12 лет назад вузовская структура позволяет нам логично принимать в свой состав различные учебные заведения.

Насколько уверенно транспортные вузы чувствуют себя в связи с демографическим кризисом? Не окажутся ли под угрозой амбициозные планы по реформированию отраслевой системы образования из-за проблем с набором студентов?

— В прошедшем году конкурс в МИИТ составлял 3,7 человека на место. Не думаю, что в этом году ситуация принципиально изменится, практически уверен, что план набора мы выполним. У нас сложилась серьёзная система довузовской подготовки. Её проходят свыше трёх тысяч человек (всего поступает 3600 в год). Заложены крепкие традиции: у нас учатся дети не только третьего, но и четвёртого, пятого поколений железнодорожников. Кроме того, осуществляется целевой приём студентов: из бюджетного плана приёма 1870 человек по прошлому году у нас порядка 70 процентов — целевики (по заказу предприятий-партнёров). Важно, что эти учащиеся приезжают из разных городов страны: Нижнего Новгорода, Архангельска, Воронежа и т.п. После обучения они возвращаются обратно: таким образом решается кадровая проблема в регионах. На мой взгляд, это весьма показательный пример. Так что мы вполне уверены в успешной реализации намеченных планов.


Марина Муравьёва, STRF.ru