Пропустить до основного содержимого
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Новости

Найти
УЦ Сетевая Академия
Новости
Услуги
Эксперты
Проекты
Статьи
  

15.07.2009 Вызов вузам. Высшую школу готовят к большим переменам 

 
 

Открывая заседание коллегии Минобрнауки, посвященное реструктуризации сети высших учебных заведений России, министр Андрей Фурсенко напомнил о том, как год назад на встрече в МИФИ, отвечая на вопрос Президента РФ Дмитрия Медведева, сколько в России “реально сильных вузов”, оценил их количество в 150-200. Сегодня, заявил министр, “нам надо сделать так, чтобы в сети остались вузы, которые достойны учить... Речь идет не о том, чтобы административным образом резко сократить их количество, а о том, что образование должно соответствовать хотя бы средним стандартам качества”. И хотя вроде бы руководитель главного образовательного ведомства дал понять, что непопулярных решений о закрытии вузов пока не готовится, все говорит о том, что перемены грядут. Политика Минобрнауки направлена на создание таких условий функционирования высших учебных заведений, при которых “недостойные” будут вынуждены уйти со сцены сами.

Вызов вузам

Качество высшего образования зависит не только от каждого учебного заведения в отдельности, но и от структуры сети, подчеркнул директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Игорь Реморенко, начиная анализ современного состояния вузовской сети и основных тенденций ее развития.

В истории России три раза число высших учебных заведений резко возрастало. Более 200 новых вузов было открыто после 1917 года, более 400 вузов - на этапе индустриализации (1930-1940-е годы). И почти в два раза увеличилось их число в период 1990-х годов (во многом за счет отраслевых и негосударственных). Кроме того, после Великой Отечественной войны равномерно увеличивалось число педагогических и политехнических вузов.

Разросшаяся сеть обусловила определенные особенности российской высшей школы. У нас самый большой в мире охват высшим образованием населения. Образование стало ближе к дому: вузы, филиальная сеть есть сегодня даже в самых небольших регионах. Но при этом в среднем каждый второй студент - заочник. Безграничный рост числа мелких филиалов вузов и негосударственного сектора высшего образования, дублирование подготовки одного профиля вузами в одном регионе, разрыв между конъюнктурным общественным спросом на образовательные услуги и реальным спросом рынка труда - все это работает против качества образования. Поэтому и актуален вопрос о реструктуризации сети.

Ее облик начал меняться с поддержкой инновационных вузов, созданием федеральных и исследовательских университетов, ликвидацией филиалов (которая зачастую происходит по инициативе самих вузов). За последние два года на основании подготовленных Рособразованием и Минобр­науки документов принято 74 распоряжения правительства о реорганизации образовательных учреждений различных форм. “В целом, нам удалось существенным образом стимулировать процесс по укрупнению сети”, - резюмировал И.Реморенко.

Однако создание крупных университетов, наряду со всеми преимуществами концентрации ресурсов, создает риск меньшей гибкости в принятии решений. Поэтому в некоторых регионах сегодня реализуется другая модель объединения вузов - на договорной основе. Создание такой холдинговой структуры обсуждается, например, в Томске. Впечатляют планы вузов Санкт-Петербурга по взаимному признанию зачетных единиц. Консорциумы создаются и за пределами одного региона. “В какой-то степени проект ядерного исследовательского университета МИФИ также можно классифицировать как проект, обеспечивающий межрегиональную интеграцию образовательных ресурсов для решения серьезных кадровых проблем”, - отметил И.Реморенко.

Правда, процесс создания консорциумов вузов сдерживается тем, что вузы связаны своим статусом бюджетных учреждений. Предполагается, что с развитием автономных учреждений (АУ) договорных объединений высших учебных заведений станет больше. Как сообщил заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Евгений Бутко, пилотными вузами подготовлено 39 пакетов документов для перехода в АУ. И сейчас единственное, что этот переход сдерживает, - отсутствие методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за вузами.

Еще одна тенденция развития сети вузов - разработка региональных стратегий развития высшего образования как системы, обеспечивающей комплексное развитие территорий. Такие стратегии появились в Ханты-Мансийском округе, Татарии, Томской области, других регионах. В этом году должен стартовать большой проект в рамках специально выделенного стратегического направления в ФЦП “Развитие образования” (ФЦПРО), связанный с развитием сети региональных учреждений профессионального образования в пяти субъектах РФ. Цель проекта - развитие в этих вузах программ массового прикладного бакалавриата по конкретным кадровым и исследовательским заказам бизнеса и администрации регионов.

Некоторые вузы, считает И.Реморенко, смогут перепрофилироваться на услуги в сфере массового дополнительного образования. Сегодня этот рынок используется явно недостаточно.

Резюмируя, глава департамента госполитики в образовании Минобрнауки обозначил два основных инструмента развития сети вузов.

Первый - изменение норм и правил. Сеть должна эволюционировать сама за счет правильного институционального регулирования. Государство создает правила, а потребители и сами государственные учреждения соответствующим образом на них реагируют. Таковыми правилами являются, в частности, лицензионные и аккредитационные требования, а также механизмы финансирования образовательных организаций.

Второй инструмент - реализация конкретных проектов обновления сети. Сеть меняется за счет поддержки одних вузов и не поддержки других. Это в какой-то степени “ручное регулирование”, концентрация ресурсов для поддержки лидеров.

Сейчас используются оба подхода. Но “в период кризисных явлений в экономике мы должны сосредоточиться в большей степени на использовании инструментов институционального регулирования”, подчеркнул И.Реморенко.

В частности, в последние годы в рамках ФЦПРО отработаны проектные предложения по нормативно-подушевому финансированию (НПФ) вузов, сделаны расчеты в отношении разных специальностей и направлений подготовки, построены модели преобразования вузовской сети посредством введения НПФ. Однако апробация и доводка этих моделей - дело будущего. Соответствующее намерение Минобрнауки предлагает закрепить в Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 года.

Главным инструментом институционального регулирования сети вузов остается оценка качества их работы посредством аккредитации. Любовь Глебова, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, подчеркнула, что изменение подходов к аккредитации сегодня имеет две стороны: более жесткое соблюдение существующих требований к вузам и выработка адекватных времени новых показателей аккредитации. Она привела цифры: если бы сегодня все аккредитационные критерии жестко выполнялись, то не подтвердили бы свой статус 48% университетов, 52% академий, 60% институтов.

Сейчас статус вуза определяется по 13 показателям. Все они связаны с результатами экспертиз образовательных программ. “Наполнение” этих показателей должно скоро измениться. Например, будут учитываться лишь аккредитованные образовательные программы (только что отлицензированные программы не в счет). Показатели научной и исследовательской деятельности свяжут с ее результативностью, а не только с объемами финансирования, и эта деятельность будет рассматриваться не в целом по вузу, а по каждой его конкретной образовательной программе. Будет пересмотрен показатель количества докторских и кандидатских советов в высшем учебном заведении - так как взят курс на создание межвузовских диссертационных советов. Изменятся и некоторые другие показатели. В обновленной процедуре аккредитации планируется учитывать оценку образовательных программ со стороны работодателей и общества (это заложено в требования стандартов 3-го поколения), а тестирование выпускников станет проверкой не только их остаточных знаний, но и полученных ими компетенций.

Общий тренд изменений аккредитационных требований - от формальных показателей к показателям результативности деятельности.

В течение месяца Рособр­надзор намерен внести свои предложения по обновленной процедуре аккредитации в Минобрнауки, которое должно издать соответствующий приказ. Планируется, что к 1 ноября все процедуры согласования должны быть закончены.

Еще одно нововведение: в рамках борьбы с коррупцией подготовлен и уже согласован с Минфином законопроект, согласно которому плата за проведение процедур аккредитации образовательного учреждения независимо от его типа и вида будет взиматься как госпошлина в бюджет.

Что же касается “конкретных проектов обновления сети” - создания национальных исследовательских (НИУ) и федеральных университетов (ФУ), тут ситуацию прояснил директор Департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке Сергей Иванец: “Конкурс программ развития мы планируем провести в середине текущего года. Ключевое условие - выпуск постановления Правительства РФ об утверждении положения о конкурсном отборе университетов, в отношении которых установлена категория НИУ. Этот документ в ходе упорных переговоров наконец согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, внесен в установленном порядке в правительство и ожидает утверждения. Непосредственно после его подписания в правительство будет внесен проект положения о конкурсной комиссии”.

По словам С.Иванца, результатом принятия в декабре прошлого года 18-го Федерального закона - юридической основы для создания сети НИУ и ФУ - стала заметная активизация продвижения субъектами Федерации инициатив по созданию новых федеральных университетов. Сегодня в министерстве около 30 таких предложений. “Опыт создания федеральных университетов показывает, что это процесс комплексный, достаточно длительный и весьма дорогостоящий, - заявил С.Иванец. - В нынешней социально-экономической ситуации реализация таких проектов может быть сопряжена с существенными рисками. Вместе с тем такие проекты имеют особое значение для модернизации системы образования и социального развития стратегически важных регионов России. В связи с этим Минобрнауки подготавливает проект Концепции государственной поддержки развития федеральных университетов. Эта концепция призвана предложить Президенту РФ, который, согласно закону, принимает решение о создании ФУ, должным образом регламентированный порядок, основные этапы выдвижения и реализации проектов. При этом будут учитываться и требования минимизации возможных рисков, и текущие возможности бюджета, интересы региона и страны в целом. Проект вынесен на обсуждение экспертного сообщества”. Предполагается, что проекты ФУ, поступающие из регионов, будут последовательно рассматриваться на заседаниях межведомственной рабочей группы по Приоритетному национальному проекту “Образование” при совете при Президенте РФ.

...Когда пришло время для вопросов, кто-то спросил, что называется, в лоб: а хватит ли у нас абитуриентов на все вузы? Ведь рост числа выпускников начнется только в 2015 году. И что делать с вузами, которым абитуриентов не хватит? Андрей Фурсенко ответил тоже прямо:

- Этот вопрос на стадии обсуждения. Я могу высказать только свою точку зрения, за которую несу ответственность. Часть вузов реорганизовывать, часть филиалов закрывать. Почему вузы не закрывать, а реорганизовывать? Ни один студент, который в них учится, который может и хочет учиться, не должен пострадать. Поэтому я предпочитаю использовать слово “реорганизация”. Этот процесс потребует от всех агентств, министерств, которым подчинены вузы, достаточно тонкой, деликатной, социально ответственной работы.