Пропустить до основного содержимого
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Новости

Найти
УЦ Сетевая Академия
Новости
Услуги
Эксперты
Проекты
Статьи
  

19.12.2009 Испытание статусом 

 
 

На днях представители руководства базовых вузов пяти новых федеральных университетов (ФУ) - Северного (Арктического), Приволжского, Уральского, Дальневосточного и Северо-Восточного - представили концепции их создания на заседании межведомственной рабочей группы по Приоритетному национальному проекту “Образование” Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. В выступлениях докладчиков подчеркивалось значение складывающихся научно-образовательных центров как важных ресурсов формирования инновационной среды регионов и их социально-экономического развития. Уровень достижения поставленных задач, по мнению авторов концепций, должен соответствовать международному, и только такой результат может отвечать статусу федеральных университетов. Было также отмечено, что организационный этап является наиболее сложным во всем процессе их формирования и что без поддержки Минобрнауки завершить оформление юридических документов в срок будет трудно.
За презентациями последовало обсуждение, в котором участвовали ректоры российских вузов, чиновники Минобрнауки, представители региональной власти и полпреды Президента РФ в федеральных округах. Концепции были в целом одобрены. Прозвучали вопросы и предложения, касающиеся подключения к процессу создания ФУ руководства регионов, развития сотрудничества формирующихся федеральных университетов с научно-исследовательскими академическими структурами, введения новых методов управления, наличия комфортных условий для развития направлений разного профиля в рамках одного образовательного учреждения. Выяснилось, что власть в субъектах РФ не остается в стороне. Ее представители, как и полпреды президента, приняли участие в разработке концепций, а сейчас вносят свою лепту и в подготовку программ федеральных университетов, следя за тем, чтобы их деятельность соответствовала планам развития территорий.
Заместитель руководителя Минобрнауки Александр Хлунов указал, что намеченные задачи университетов следует более детально, нежели в концепциях, отразить в их программах. По его мнению, там “должны быть четко прописаны конкретные результаты по целому ряду показателей, которые планируется достичь к установленным срокам. На основании оценки достижений по этим показателям в дальнейшем можно будет судить об успешности реализации программ и эффективности управления вузами”. Было также предложено конкретизировать и “прописать” источники финансирования проектов федеральных университетов, поскольку это особенно важно в период кризиса и в условиях региональной деятельности. Финансовая поддержка, по словам присутствовавших на заседании представителей субъектов РФ, уже предусмотрена в бюджетах регионов.
Волновала участников заседания и проблема сохранения уровня преподавания в базовых вузах после их слияния с более слабыми образовательными структурами. Было высказано мнение о том, что не следует сразу “перемешивать” преподавательские коллективы базовых вузов и вновь подключенных к ним институтов и университетов. Интеграция должна быть последовательной, с сохранением лучшего и постепенной “санацией” всего, что может повредить имиджу нового высокостатусного образовательного учреждения. Особое внимание при обсуждении концепций выступавшие уделили публичной оценке деятельности федеральных университетов. В числе предложений - создание авторитетных экспертных советов, проведение независимого аудита, ежегодная публикация достигнутых результатов на сайтах.
В конце обсуждения глава Минобрнауки Андрей Фурсенко напомнил присутствующим о значении проекта, предпринятого по инициативе руководства страны, и сложностях, связанных с его осуществлением. Он отметил, что управлять такими мощными научно-образовательными комплексами, как федеральные университеты, должны опытные специалисты-менеджеры. “Спрос будет особый, поэтому и цена ошибки очень велика”, - подчеркнул министр, не исключив возможности лишения вуза его высокого статуса ФУ в случае “провальной” деятельности. “Жесткие сроки и требования установлены, и они должны неукоснительно соблюдаться”, - подчеркнул министр.
О том, какими темпами успевают осваивать выделенные им средства ранее созданные Южный и Сибирский федеральные университеты, сообщил в своем докладе о реализации нацпроекта “Образование” замглавы Рособразования Евгений Бутко. К 3 декабря финансы из федерального бюджета, перечисленные в мае, были освоены Сибирским федеральным университетом более чем на 90%, Южным - почти на 44%. В докладе были названы и объемы освоения денег, выделенных на создание сети национальных исследовательских университетов. По данным электронного мониторинга, на контрольную дату 3 декабря реализовано 3% перечисленных в октябре федеральных финансов и 22% от общей суммы софинансирования за счет средств, привлекаемых вузами. Евгений Бутко также доложил, что в ноябре руководителем Рособразования утвержден сетевой график плана мероприятий Минобрнауки по созданию новых федеральных университетов в четырех округах РФ.
Завершая заседание, Андрей Фурсенко дал в целом положительную оценку работе российской системы образования в уходящем году. “Создан хороший задел на будущее, - резюмировал министр. - Запланированные структурные изменения способны обеспечить на следующем временном этапе новое качество системы общего и профессионального образования страны”.