Пропустить до основного содержимого
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Новости

Найти
УЦ Сетевая Академия
Новости
Услуги
Эксперты
Проекты
Статьи
  

22.12.2008 ЮФУ и проблема коммуникации 

 
 

На прошлой неделе руководство Южного федерального университета во главе с ректором Владиславом Захаревичем встретилось с главными редакторами нескольких СМИ. Встреча имела довольно нервную подоплёку.

В частности, на желание руководства ЮФУ пообщаться с прессой, несомненно, повлияло открытое письмо «от общественности города Ростова-на-Дону и Северного Кавказа», поступившее в начале декабря на имя ректора университета и разосланное, если верить шапке письма, представителям власти от президента Дмитрия Медведева до мэра Ростова Михаила Чернышёва. Впрочем, этот формальный повод явно несоизмерим по масштабу с поводом содержательным — за этот год к руководству ЮФУ накопилось действительно много вопросов.

Программа создания и финансирования ЮФУ утверждена на три года. Сейчас заканчивается второй. Первый год был сложным, но довольно ясным. Главным событием тогда стало появление новой команды, устами которой ставились новые — иногда пугающие амбициозностью, но в целом воодушевляющие — задачи, выполнение которых подкреплялось давно не виданным в сфере российского высшего образования бюджетом. Второй год оказался гораздо труднее. Он поставил вопросы о нюансах работы новой команды.

В первый год работы команда Захаревича отвечала обществу, власти, бизнесу на вопрос «Что?». То есть, что именно строится и почему это необходимо. Эта работа, по большому счёту, сделана. Надо, пожалуй, быть совершенно глухим к запросам современности человеком, чтобы не приветствовать саму идею создания университета, чья деятельность укоренена в потребности общества, бизнеса и государства. Надо быть абсолютно оторванным от реальности, чтобы не понимать, что на момент появления идеи создания ЮФУ Ростов-на-Дону такого отвечающего истинным потребностям страны университета не имел.

Главный вопрос второго года — вопрос «Как?» — то есть, как именно двигаться к намеченной цели. Если на первом этапе усилия сосредотачивались в основном в сфере идеологии, то теперь — в сфере хозяйствования и управления.

Встреча с журналистами — формат для проректорского корпуса новый, но, несмотря на хаотичность разговора, проходившего впервые, крайне необходимый университету. Поскольку главная проблема ЮФУ состоит в том, что в его деятельности многое неясно. Во всех остальных сложностях как раз ничего удивительного нет.

Встреча началась словами Владислава Захаревича о базовых ценностях того нового высшего образования, которое должен обеспечить ЮФУ, чья миссия — формировать конвергентную (мотивированную, приспособленную, способную к самостоятельному принятию решений) личность (подробно об этом — в интервью ректора «Эксперту ЮГ», № 2, 2007). Но целый ряд вопросов был как раз не о целях и смыслах — а о шагах, успехах, ближайших планах, о ситуации здесь и сейчас. И вот этот разговор, который должен бы постепенно перейти в естественный процесс, пока лишь в зачатке.

Особенность университетской среды в том, что она сравнительно демократична. Зачастую здесь непосредственный руководитель не может уволить никуда не годного сотрудника — ведь большинство должностей выборные. ЮФУ очень хорошо подходит для сравнения с обществом как таковым. К тому же граница между обществом внутри и обществом снаружи вуза сильно размыта. Это осложняет управленческую задачу руководства ЮФУ, обществом, которому, по большому счёту, нельзя приказать. С одной стороны, работа с этим сообществом — постоянный процесс убеждения. С другой — до решения целого ряда вопросов демократическое общество ЮФУ должно дозреть самостоятельно.

Например, очевидно, что команду для строительства вуза, каких на сегодняшний день в России нет, нельзя сюда завезти — её можно только вырастить внутри. Захаревич сейчас идёт именно этим путём. И пожинает все плоды этой работы, в том числе и худшие — коррупцию, уход ответственных от ответственности, политическое интриганство, следы которого очевидны в упомянутом открытом письме на имя ректора. Но готовность идти этим путём, надо заметить, заслуживает большого уважения. Захаревич даёт своему топ-менеджменту ощутить масштаб настоящего дела.

Как ни странно, кажется, что проблемы с окружающей университет общественностью будут только способствовать сплочению команды вокруг Захаревича. Даже то, что подписанты помянутого письма (22 человека) все как один являются людьми посторонними — а в отдельных случаях даже и не знающими о появлении своих имён под обращением к ректору — свидетельствует, что у людей, которым выгодно обострение борьбы за власть над вузом, внутри университета сторонников не так уж много.

Хочется надеяться, что болезненный этап, когда команда ещё не осознала себя командой, закончится как можно быстрее. Сама встреча — уже шаг к выходу из ситуации, когда все претензии предъявляются только одному человеку. Сейчас команда Захаревича должна сплотиться в процессе публичной защиты совместных ценностей.

Ведь впереди много задач, которые можно решить только командно. Создание ЮФУ в том виде, в каком он задуман, предполагает, с одной стороны, решение застарелых проблем российского высшего образования в целом, с другой — эффективное управление текущей деятельностью. Масштаб трудностей первого рода зачастую неискушённым сознанием переносится на дела самого университета. По этой причине для команды, руководящей ЮФУ, важно осознать выстраивание отношений со своим собственным «обществом» как приоритетную задачу. Нужен обязательный для всех участников процесса комплекс мер, который позволит каждому члену этого общества осознать, каким образом конкретный управленческий ход приближает вуз в целом и любого его сотрудника в частности к далековатой пока конечной цели. Ведь в ЮФУ на самом деле есть, на что раскрывать глаза людям — так много там сегодня происходит.

Эту работу не сделать за один раз, коммуникация — не результат, а искомое состояние, над которым надо много работать, чтобы не позволить ему прерваться. Тем более это важно в той спешке, в какой университет, годовой бюджет которого составляет меньше миллиарда рублей, осваивает 5,3 миллиарда за два года. Эти деньги на самом деле и есть инвестиции в коммуникацию. А закупаемое оборудование, гранты, общежития и т. д. — лишь средства для её достижения.