Пропустить до основного содержимого
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Новости

Найти
УЦ Сетевая Академия
Новости
Услуги
Эксперты
Проекты
Статьи
  

25.03.2009 Национальный исследовательский номер один* 

 
 

правка STRF.ru:
Третьяк Наталья Владимировна, первый проректор Московского института стали и сплавов (Государственный технологический университет)

В чём принципиальное отличие новой категории вузов — НИУ от классических и технических университетов, которые, как предписывает закон об образовании, также должны заниматься научной деятельностью?

— Ключевое слово в данном случае «исследовательский». Для этих университетов характерна высокая интенсивность научной работы, которая по качеству соответствует международным стандартам. НИУ — это вузы, которые способны в равной степени эффективно осуществлять и научную и образовательную деятельность. При этом перед ними стоит задача способствовать развитию высокотехнологичных отраслей экономики — с одной стороны, обеспечивая их квалифицированными кадрами, а с другой — создавая и продвигая передовые научные разработки по приоритетным для страны направлениям.

Если говорить о сравнении высших учебных заведений, то, действительно, по закону об образовании, университет является родовым понятием для всех вузов, которые занимаются научной деятельностью по широкому кругу направлений. Поэтому и федеральный и национальный исследовательский определены как разновидности университета. НИУ в данном контексте нельзя рассматривать как нечто принципиально отличное от существующего. Введением новой категории вузов подчёркивается приоритет научно-исследовательской деятельности. А понятием «национальный» определяется, что данный университет будет работать не на потребности отдельных регионов, а в интересах всей страны. То есть в данном случае даже не идёт речь об узкоотраслевом принципе.

МИСиС через 10 лет

Расскажите о программе развития МИСиС: как собираетесь превращать институт в Национальный исследовательский технологический университет?

— Программа разработана на 10 лет. Идея Технологического университета связана с развитием и внедрением технологий в различных отраслях экономики. В качестве приоритетных мы определили четыре направления: 1) нанотехнологии и новые материалы, 2) энергосбережение, 3) рациональное природопользование, 4) информационно-телекоммуникационные технологии.

Исследовательский университет невозможно создать на пустом месте. И хотя программа рассчитана на 10 лет, за это время вряд ли удастся создать и серьёзно развить новые научные школы, это требует огромных финансовых и человеческих ресурсов. Поэтому мы выбрали те научные направления, по которым уже имеем наработки (в том числе признанные на международном уровне) и которые являются приоритетными для экономики России.

Мы намерены создать современный инновационный технологический университет, который по своим характеристикам будет сопоставим с мировыми университетскими центрами. В связи с этим ориентируемся на таких признанных лидеров, как Стэнфорд, Массачусетский и Калифорнийский технологические институты. Эти вузы являются локомотивами роста, центрами, где рождаются новые идеи. Такую же функцию должны выполнять в России НИУ.

Хотя МИСиС будет работать в России и в интересах России, но он должен конкурировать в глобальном образовательном пространстве. Поэтому будем стремиться получить мировое признание и сделаем всё возможное, чтобы стать привлекательным учебным заведением для иностранных студентов и преподавателей.

Благодаря чему университет окажется привлекательным для иностранцев?

— Прежде всего благодаря качеству образования. Мы разрабатываем новые образовательные программы, внедряем современные технологии обучения. Национальным университетам предоставлено право на разработку собственных образовательных стандартов, что немаловажно. Мы предполагаем, что вся жизнь в университете — студенческая, образовательная, научная, административная — будет переведена в цифровой режим. Уже сформирована цифровая библиотека, аудитории оборудованы мультимедийной техникой. Активно используем в процессе обучения дистанционные технологии, в том числе в режиме видеоконференций проводим лекции с иностранными специалистами, партнёрами из Германии, Франции и других стран. По такой же схеме налаживаем работу и с филиалами. Будут продолжаться работы по развитию учебно-методических комплексов, которые включают в себя все доступные на сегодня средства обучения, например, не только саму образовательную программу, но и сопровождающие её практикумы, электронные тренажёры, которые позволяют привить практические навыки учащимся.

Наш университет уже и сейчас достаточно привлекателен для иностранцев: всего у нас обучается около 700 иностранных граждан (около семи процентов студентов) из 15 стран дальнего зарубежья, кроме того есть учащиеся из СНГ. Мы рассчитываем, что к 2010 году иностранцев среди наших студентов будет не менее 15 процентов (при этом около 15 процентов образовательных программ будет вестись на иностранном языке). Думаю, увеличить долю учащихся из-за рубежа удастся в том числе и благодаря развитой инфраструктуре, хорошим общежитиям.

Диаграмма 1. Структура финансирования МИСиС в 2008 году

Что касается привлечения преподавателей, то их заинтересует не только хорошая материальная и научная база, но и способные студенты. До половины абитуриентов собираемся набирать через систему олимпиад. Предполагаем, что 50 процентов образовательных программ будут связаны с подготовкой магистров и аспирантов.

Кроме того, будем осуществлять социальные программы. Например, по строительству служебного жилья для преподавателей. Первый дом со служебными квартирами будет построен к концу 2011 года. Так что рассчитываем, что за 10 лет у нас сложится высококвалифицированный персонал, как преподавательский, так и научный с опытом работы не только в МИСИС, но и в международных центрах.

А по уровню зарплат МИСиС будет конкурентоспособен с зарубежными университетами?

— Мы предполагаем, что сможем обеспечить достаточно соизмеримый уровень доходов с западными вузами, потому что заинтересованы в специалистах из-за рубежа — к работе постараемся привлечь лучших профессоров мира, в том числе и наших соотечественников, которые уехали за границу.

Уже сейчас существенная часть внебюджетного финансирования университета направляется на стимулирование эффективно работающих сотрудников. В течение последних двух лет вопрос повышения зарплат оставался для нас приоритетным. Средняя заработная плата в МИСиС за это время выросла в среднем на 75 процентов (по разным категориям специалистов рост различный). Мы будем продолжать в этом направлении работать.

По уровню зарплат, согласно данным профсоюза работников образования, МИСиС среди вузов Москвы занимает седьмое место. Средняя зарплата у нас (с учётом всех категорий специалистов, в том числе и обслуживающего персонала) составляет 27907 рублей. Если говорить о динамике, то в 2005-м году у ППС средняя зарплата составляла 8608 рублей, сейчас — 29629. Рост существенный. Понятно, что имеется большой разброс по уровню зарплат — например, профессора могут получать от 22 до 77 тысяч, а заведующие кафедрами — и до 200 тысяч рублей. Это связано с эффективностью работы каждого конкретного специалиста. В настоящее время у профессоров есть возможность неплохо зарабатывать через участие в научных исследованиях, образовательных проектах.

Мы надеемся, что Минобрнауки примет решение об изменении для НИУ соотношения профессорско-преподавательского состава и студентов — хотя бы на уровне 1:5. Сейчас в МИСиС — 1:10 (ППС — около 700 человек). Например, в МГУ, ГУ-ВШЭ это соотношение составляет 1:4, 1:3, что на практике приводит к хорошим результатам.

МИСиС и сейчас уже достаточно привлекателен для иностранцев, которые составляют около семи процентов от всех студентов. А к 2010 году университет планирует увеличить их долю до 15 процентов

Для западных исследовательских университетов характерна высокая доля в бюджете доходов от научной деятельности. На какие показатели вы рассчитываете выйти?

— Не менее 50 процентов от всех доходов (и бюджетных, и внебюджетных). В 2008 году наука принесла вузу более 550 миллионов рублей от общего дохода МИСиС в 1 миллиард 678 миллионов рублей, то есть 1/3 бюджета.

Наука, которая финансируется из бюджета (по линии Рособразования), составляет 78 миллионов рублей, по линии ФЦП, РФФИ — 161 миллион, проекты в интересах системы образования — 83 миллионов, заказы промышленности (хоздоговоры) — 219 миллионов, международные проекты — 14 миллионов рублей. Думаю, за 10 лет мы должны выйти на 50 процентов от всего бюджета. Сегодня структура внебюджетных доходов складывается из договорной науки, международных договоров, грантов, получения на коммерческой основе доходов от сдачи в аренду, прочих доходов (различные целевые средства от организаций-партнёров). Я бы сюда отнесла и проекты, которые реализуются в рамках федеральных целевых программ, но, учитывая, что источник их финансирования — бюджет, то мы их учитываем как бюджетное финансирование.

В вашей программе заложено строительство кампуса. В какие сроки планируете реализовывать эту идею?

— Мы действительно собираемся создавать современную инфраструктуру с хорошим оборудованием. Значение кампуса не только в создании крепкой материально-производственной базы. Как показывает опыт зарубежных вузов, университетские городки создают особый дух обучения, творчества, науки, получается синергетический эффект в развитии исследовательского университета. По проекту у нас запланирован современный университетский кампус с учебно-лабораторными корпусами, общежитиями, жильём для преподавателей и сотрудников, объектами спортивной и культурной инфраструктуры, технопарком, бизнес-инкубатором, то есть всем тем, что нужно для полноценного существования технологического университета мирового класса.

От идеи мы не отказываемся, но сейчас я не готова назвать конкретные сроки её реализации. В условиях, когда закрыты все бюджетные ассигнования на капитальные вложения, это будет очень сложно. Полагаться только на свои возможности неразумно — это очень дорогостоящие проекты. Надеемся, государство через какой-то период времени будет способно оказать помощь. Сейчас ищем средства, в том числе и внебюджетные. Кроме того, решаем вопросы подготовительного этапа, в частности, по определению правового статуса земельных участков общей площадью 100 гектаров, которые переданы в собственность МИСиС частными партнёрами.

Программа пока не утверждена правительством из-за финансовых вопросов?

— В основном да. В соответствии с указом президента, её уже должны были принять, но экономическая ситуация внесла свои коррективы. Поэтому мы в очередной раз дорабатываем программу по замечаниям Минфина и Минэкономразвития. Надеюсь, это последняя доработка, и до конца весны правительство утвердит программу.

Финансовая поддержка государства будет осуществляться пять лет (это общее правило для всех НИУ). Предполагается, что в 2009 году каждому университету, в том числе и нам, выделят по 200 миллионов рублей, в течение последующих четырёх лет — по 400 миллионов. В основном эти средства будут направляться на приобретение оборудования, переподготовку и повышение квалификации ППС, развитие современных образовательных технологий.

Понятно, что уменьшение ожидаемых объёмов финансирования влечёт за собой и изменение программы. К сожалению, от многих намерений пришлось либо отказаться, либо отложить их во времени. Но от основной идеи мы не отступаем.

Диаграмма 2. Сравнение средней заработной платы сотрудников МИСиС по категориям в 2004—2008 годах, рублей

А также не теряем надежду на то, что вернёмся к первоначальному замыслу, потому что вектор развития выбран правильно. Тем более рассчитываем не только на госфинансирование, предусматриваем и серьёзные внебюджетные вливания, которые будут направлены на развитие университета.

Сколько, по Вашим предположениям, составит софинансирование проекта?

— Мы рассчитываем, что порядка 40 процентов. В настоящее время проводим пересчёт программы в связи с корректировкой финансовых затрат государства и наших возможностей. Поддержка государство гарантируется в течение пяти лет, остальные пять лет вузу придётся рассчитывать исключительно на свои силы.

Усилить инновации

Одна из задач исследовательских университетов связана с коммерциализацией разработок. Что делается в университете для её эффективного решения?

— Делается многое. Хотя у нас нет иллюзий, что в этом плане всё будет безоблачно. Мы предвидим сложности самого разного характера — и экономического, и правового и идейного, от сотрудников это потребует кардинальной перестройки.

Взаимодействие вуза и бизнес-партнёров будет осуществляться за счёт создания технологической платформы. Это новый для нас инструмент, который позволит объединить усилия государства, бизнеса, научного и образовательного сообществ в целях быстрого технологического развития страны. То есть университет будет проводить исследования и готовить кадры по тем направлениям, которые наиболее интересны бизнесу и которые являются прорывными, позволяют двигать экономику вперёд. В этом и заключается идея технологического университета.

У нас много бизнес-партнёров, как российских, так и западных. Кроме того, мы намерены сотрудничать с промышленными и государственными корпорациями («Ростехнологиями», «Росатомом», «Роснано», ОАК, ОСК, РЖД и другими).

Мы планируем доводить все наши научные разработки до внедрения, включая апробацию, обучение персонала, дальнейшее сопровождение, доведение на месте до конкретного заказчика. Такие задачи перед собой ставим и уже двигаемся в этом направлении, но не так быстро, как хотелось бы.

В будущем надо думать о создании таких структур, которые позволяли бы внедрять наши научные разработки: бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, инжиниринговые центры. Законодательство, правда, в этом направлении во многом препятствует. Например, у нас есть система обучения специалистов прямо на предприятии, но закон не разрешает создавать базовые кафедры на предприятиях, поэтому приходится искать какие-то варианты выхода из этой ситуации, чтобы не навредить практике.

Насколько активно к инновационной работе будут привлекаться студенты и аспиранты?

— Максимально активно. Мы собираемся кардинально изменить систему подготовки специалистов. Чтобы в рамках практических занятий они выполняли инновационные проекты, диссертации писали не на отвлечённые темы, а на практико-ориентированные. Главное научить студентов учиться, воспринимать новое, овладевать информацией и применять эти знания и умения в своей профессиональной деятельности. Поэтому нужно серьёзно менять содержание образования и технологии образования. Например, студенту можно дать инструкцию к стиральной машинке и заставить её изучить, а можно показать, как ей пользоваться и тогда он освоит её гораздо быстрее и эффективнее. Тот же самый объём информации, тот же самый навык, но с использованием разных технологий формируется гораздо быстрее. Это особенно важно, когда речь идёт о сложном технологическом оборудовании, к которому прилагаются тома документации.

Таблица 1. Общий объём финансирования МИСиС в 2008 году
Лимиты бюджетных обязательств Профинансировано Факт/План, %
План на 2008 год, рублей Факт за 2008 год, рублей
I. Госбюджетное финансирование
1. Госбюджетное финансирование по пар. 47 420 259 700 506 344 600 120,48
2. Госбюджетное финансирование по НИР (пар. 4) 77 582 491 77 766 890 100,24
3. Финансирование из бюджетов разных уровней (Минобрнауки, РФФИ, гранты) 121 306 000 161 561 399 133,19
4. Проекты по ФЦПРО 83 645 339
5. Восстановление Ленинского, д. 6 60 000 000 60 000 000 100,00
6. Реконструкция Дома Коммуны 45 000 000 45 000 000 100,00
7. Финансирование Удокана 40 000 000 1 154 182 2,89
8. Московский комитет образования 10 036 000 22 640 000 225,59
ИТОГО: 774 184 191 958 112 410 123,80
II. Внебюджетное финансирование
1. Хоздоговорная наука 207 102 337 218 617 343 105,60
2.Международные договоры, гранты 13 470 456 0,00
3. Обучение на коммерческой основе 173 651 000 182 260 866 105,00
в том числе контрактное обучение 90 000 000 119 119 184 132,40
4. Доходы от сдачи в аренду помещений 135 530 975 158 204 993 116,70
5. Прочие доходы 95 500 000 147 567 842 154,50
ИТОГО: 611 784 312 720 121 500 117,70
ВСЕГО: 1 385 968 503 1 678 233 910 121,10

Курсом на автономию

Насколько сложно МИСиС далось решение по переходу в форму автономного учреждения?

— Это было непросто. В феврале прошлого года создали рабочую группу, в которую вошли все желающие сотрудники вуза, в том числе и ярые противники перехода в автономию. В мае учёный совет одобрил программу развития МИСиС, в которой был предусмотрен переход в АУ, а в сентябре это решение поддержала общая конференция сотрудников вуза. Оценивая все плюсы и минусы автономии, коллектив осознал целесообразность этого шага.

Чтобы эффективно работать в статусе НИУ, вузам придётся перейти в форму автономного учреждения. Оставаясь в рамках существующей системы бюджетирования, университет не сможет обеспечить соответствующие темпы развития, не справится с поставленными перед ним задачами. Например, я не представляю, как бюджетному учреждению заниматься практическим внедрением научных разработок. У автономного учреждения таких механизмов много: начиная от создания своими силами юридического лица вплоть до продажи этих разработок.

Какие риски возможны при переходе в АУ?

— Риски есть. Мы серьёзно их оценивали. Расширение прав влечёт и увеличение обязанностей, ответственности. Временный риск — непроработанность нормативной базы в части деятельности АУ, в частности, отсутствуют нормативы финансирования на содержание имущества, осуществление основной деятельности. Нет чёткого понимания, как будет финансироваться наука. Строго говоря, нет конкретных потребителей результатов научной деятельности, а закон об автономных учреждениях предполагает финансирование услуг, которые имеют конкретного заказчика, а не абстрактного — государство. Но я знаю, что Минобрнауки в этом направлении активно работает. Надеюсь, что к тому времени, когда мы закончим процедуру перехода, эти вопросы будут решены. Во всяком случае, вопрос финансирования на науку не требует серьёзного изменения законодательства, поэтому технически это достаточно быстро осуществить. Плюс ко всему сложно провести грань между чисто научной деятельностью и научной деятельностью в рамках образовательного процесса. Этот вопрос требует дополнительной проработки со стороны законодателей.

Мы надеемся, что Минобрнауки примет решение об изменении для НИУ соотношения профессорско-преподавательского состава и студентов — хотя бы на уровне 1:5. Сейчас при численности ППС около 700 человек этот показатель в МИСиС составляет 1:10

Много говорят о риске утраты имущества. Но мне кажется, эти опасения преувеличены. В законе предусмотрены все необходимые механизмы, чтобы этого не допустить: сохраняется запрет на приватизацию, отчуждение имущества, закреплённого за учредителем. Кроме того, обязательно согласие наблюдательного совета на совершение крупных сделок свыше 10 процентов от стоимости материальных фондов учреждения. Поэтому крайне сложно, даже если постараться, довести вуз до такого состояния, чтобы он оказался вынужден расстаться со своим имуществом, переданным ему учредителем. В отношении имущества, которое он сам приобретёт, такой риск существует. Но тогда следует предполагать злонамеренное решение учреждения пойти на такой шаг.

Учитывая, что в вузе будет работать наблюдательный совет, кроме того у нас, как и во всех университетах, развиты различные формы самоуправления (многие вопросы не могут быть решены без одобрения учёного совета), то все эти риски минимальны.

Вопрос разграничения полномочий учёного и наблюдательного советов на сегодняшний день прояснился?

— Этот вопрос мы серьёзно изучали, у трудового коллектива возникали опасения. У каждого органа свой функционал, пересечений практически нет. Например, компетенции наблюдательного совета связаны с вопросами совершения крупных сделок, выбором кредитной организации и отчуждением имущества. Эти вопросы не сильно пересекаются с функциями учёного совета.

Есть ряд нормативных проблем, которые в дальнейшем могут возникнуть. Закон об АУ предполагает наличие иных органов управления в образовательном учреждении. Но сам наблюдательный совет как орган управления не определён — его статус не очень понятен. Мы определяли для МИСиС оптимальный состав наблюдательного совета. В него войдут 10 человек — представители учредителей, органов власти, в том числе и местного уровня, общественности и трудового коллектива.

Наверное, какие-то конфликты неизбежны. Допустим, если учёный и наблюдательный советы дадут разные рекомендации по одному вопросу. Какие рекомендации должен выполнять ректор? Или другая ситуация: ректор не выполнил рекомендацию наблюдательного совета? Рекомендация носит обязательный характер или нет? Есть вопросы, которые требуют дополнительного регулирования, но я не считаю их критичными. Их можно снять в уставе вуза.

Таблица 2. Средняя заработная плата в некоторых вузах Москвы в 2008 году
Название вуза Сумма Название вуза Сумма
1 МГСУ 32 940 15 МАДИ 23 080
2 ГАНГ им. Губкина 29 607 16 МГУГиК 22 880
3 ФА 29 060 17 Станкин 20 690
4 МГИЭМ 28 720 18 Текстильный 19 580
5 ВЗФЭИ 28 300 19 МГУ Печати 19 220
6 РГГУ 28 080 20 МАИ 18 840
7 МИСиС 27 907 21 МГПП (пищевой) 18 517
8 МГУПБ 27 700 22 МГХПУ 18 210
9 МИРЭА 25 643 23 МГГУ 17 840
10 МАМИ 25 074 24 МИКХиС 14 448
11 МГПУ 24 250 25 Коломенский филиал МГОУ 14 163
12 РУДН 23 960 26 МГУИЭ 12 190
13 МГОУ 23 775 27 МГПИ 11 712
14 ГУ Управления 23 100 28 МВМИ 11 400

Нет ли опасности, что ухудшится гособепечение вуза?

— В законе есть норма, которая запрещает уменьшение финансирования учреждения в связи со сменой его типа. То есть если все количественные параметры сохраняются, обучается такое же количество студентов, то университет должен получить такой же объём госсредств, какой он получал до перехода в форму АУ. Но пока не утверждены нормативы финансирования, сохраняется некоторая напряжённость.

Более того, проводился анализ бюджетных затрат на одного нашего студента, и оказалось, что они меньше, чем в ряде педагогических вузов, хотя у нас очень энерго- и материалозатратные специальности: инженера-металлурга гораздо сложнее подготовить, чем педагога. По данным Высшей школы экономики, делавшей расчёты нормативов для формирования госзадания, для МИСиС один бюджетник оценивается в среднем в 59 815 рублей (то, что вуз сейчас получает). Для сравнения — для Российского государственного профессионально-педагогического университета (Екатеринбург) — 79 977 рублей. Почему такой разброс — непонятно.

Ещё одна проблема — многие льготные тарифы, установленные предприятиями-монополистами, не применяются к автономным учреждениям. То есть раньше таких учреждений не было, поэтому этим вопросом никто не озадачивался.

Мы предполагаем, что переходный период окажется достаточно сложным. Потребуется переобучение персонала, который может быть не готов к работе в новых условиях. Существует много технических сложностей. Например, придётся перестроить всё программное обеспечение. Сейчас оно ориентировано на работу в условиях бюджетного финансирования, сметы. Возможны в связи с этим технические сбои. Возможны трудности с оформлением правоустанавливающих документов на имущество, землю. В этой части неоднократно менялись правила игры. Это требует и времени, и средств — некоторые процедуры весьма дорогостоящие, например, проведение кадастрового учёта земли, регистрация.

Управление — на новый уровень

Собираетесь ли вы совершенствовать систему управления университета?

— Многое в этом плане сделали за предыдущий период, в частности ввели институтскую систему, отказываемся от факультетов. Продолжаем работу над оптимизацией — закрываем непрофильные направления, в частности, прекратили приём специалистов по юриспруденции, приняли решение о закрытии соответствующей кафедры.

Кроме того, пошли по пути создания межкафедральных лабораторий, оптимизируя таким образом систему кафедр и лабораторий. В этом году, если не ошибаюсь, провели уже порядка 20 структурных изменений, направленных на оптимизацию как образовательного процесса, так и административной деятельности — сократили управленческий персонал, количество проректоров. У нас сложилась молодая амбициозная управленческая команда.

Будете ли оптимизировать филиальную сеть?

— Нет, мы заинтересованы в филиалах. У нас исторически работает четыре филиала. На их базе планируем создавать региональные центры технологического развития и обучения. Так, уже в прошлом году было подписано соглашение между администрацией Белгородской области, компанией «Металлоинвест» и МИСиС об объединении финансовых и организационных усилий по созданию первого такого технологического центра на базе одного из старейших филиалов института, расположенного в Старом Осколе.

Для эффективной работы в статусе НИУ вузам придётся перейти в форму автономного учреждения. В отличие от бюджетного учреждения, автономное может беспрепятственно заниматься практическим внедрением научных разработок. Механизмов для этого много: начиная от создания своими силами юридического лица вплоть до продажи разработок

Филиальная сеть даёт достаточно большие возможности для реализации систем переподготовки, когда можно организовать адресную, с учётом интересов конкретного предприятия, систему повышения квалификации и переподготовки кадров. Это одно из перспективнейших направлений, над которым мы тоже будем работать, поэтому филиальную сеть будем сохранять. А расширение её в ближайших планах не намечается.

Как вы будете оценивать успех реализации проекта по созданию Национального технологического университета?

— В программе заложены конкретные индикаторы. Например, успешная карьера выпускников, которая будет определяться по уровню их первой зарплаты. Ещё один показатель — качество исследовательской работы (уровень публикаций сотрудников, вовлечённость студентов и аспирантов в эти работы). Вклад в технологическое развитие экономики, то есть количество патентов, технологий, созданных в университете и освоенных промышленностью, объёмы связанных с этим поступлений от продажи лицензий и т.д.


Марина Σ Муравьёва