Пропустить до основного содержимого
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Новости

Найти
УЦ Сетевая Академия
Новости
Услуги
Эксперты
Проекты
Статьи
  

3.02.2010 Переносится на осень? В закон вдохнут жизнь. Но не скоро 

 
 

На рабочей встрече с премьером РФ Владимиром Путиным министр образования и науки Андрей Фурсенко доложил, что сегодня в России “порядка 200 предприятий по новому закону уже созданы, зарегистрированы и начали работать. И мы считаем, что это только самое начало пути”. По иронии судьбы, в тот же самый день на круглом столе в Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ, посвященном развитию малых инновационных предприятий (МИП) при высших учебных заведениях и научных центрах, звучали другие мнения и цифры. Например, была озвучена позиция президента ТПП академика РАН Евгения Примакова: “Закон важен и нужен, однако он не работает, потому что к нему не приняты необходимые подзаконные акты”. О том же говорил директор департамента Комитета ТПП по законодательству Сергей Васильев: “Закон не состыкован с Бюджетным и Налоговым кодексами”. Однако заместитель начальника Управления научных исследований и инновационных программ Федерального агентства по образованию Елена Попова рассказала, что из 364 вузов, находящихся в ведении Рособразования, уже 44 высших учебных заведения создали 116 хозяйственных обществ в инновационной сфере. Кроме того, мониторинг готовности создать МИП, проведенный Рособразованием, показал, что 121 вуз готов создать 925 МИП с общим количеством рабочих мест 11 485.
Таким образом, получается, что малые инновационные предприятия при вузах создаются (вон Минобрнауки даже сосчитать их точно не может!) и вместе с тем, по оценке, данной вне системы образования, закон об их создании не работает.
Похоже, объяснить это можно только одним: малые предприятия при вузах образованы - как говорят, для регистрации МП требуется несколько дней. Но реально большинство из них (в частности, те, у кого не сложились прочные связи с производством, готовым заказывать у них продукцию) проявить себя не успело. На обсуждениях, организованных Рособразованием (а их за эти месяцы прошло несколько, включая собрание научно-педагогической общественности высшей школы РФ в Санкт-Петербургском горном университете), эти причины называли сами представители вузов.
Прежде всего, вузы как государственные учреждения не могут получать доход от предпринимательской деятельности. Для создания МП они должны внести соответствующие изменения в свои уставы. По данным Рособразования на декабрь 2009 года, это сделали уже 244 подведомственных ему высших учебных заведения.
Кроме того, единственный капитал, который вузы могут вложить в МП, - это право на использование результатов интеллектуальной собственности. Четкого механизма ее оценки нет. Поэтому у МИП сложная система налогообложения.
По существующим правовым нормам вузы могут предоставить “своим” МП площади, только если те выиграют тендер или аукцион на их аренду наравне с другими участниками. Естественно, у только что рожденного наукоемкого малого предприятия с не очень определенным будущим меньше шансов победить, чем, скажем, у какой-нибудь закусочной с конкретной прибылью. Не может вуз на законных основаниях обеспечить МП и оборудованием - по той же причине. И МП с его закупкой, получается, тоже должен справляться самостоятельно. А на какие средства закупать?
В общем, не случайно при обсуждении ФЗ №217 то и дело уже задают вопрос: “А каковы механизмы ликвидации малого предприятия, если коммерческий успех так и не придет?” Интересуются, “не повлияет ли на аккредитацию вуза его отказ образовывать малые предприятия?”.
Однако, как говорится, “кто хочет достичь цели, ищет способы, кто не хочет - объяснения”.
Как сообщил заместитель министра образования Александр Хлунов на круглом столе в ТПП РФ, в Госдуме сейчас рассматриваются поправки Минфина в Бюджетный кодекс; также предстоит разработать и принять поправки в Налоговый кодекс. По словам замминистра, “в совокупности они должны легитимизировать, например, получение бюджетными учреждениями дивидендов от предпринимательской деятельности. Основными вехами станут выдача генерального разрешения казначейства на получение дивидендов и изменение уставов самих бюджетных учреждений. Никаких дополнительных актов правительства для этого не потребуется”.
Очень актуален вопрос финансовой поддержки МИП. Как сообщил А.Хлунов, “определенные надежды вызывают докапитализация к 2011 году Фонда Бортника, учреждение Российской венчурной компанией “посевного фонда” с капитализацией в 2 млрд рублей”. Кроме того, министерством подготовлен проект постановления правительства о конкурсе программ на три года с общим объемом государственного финансирования в
8 млрд рублей. Средства пойдут на поддержку развития имеющейся у вузов инновационной структуры, правовую охрану интеллектуальной собственности, повышение квалификации кадров и будут распределяться на конкурсной основе. Каждый вуз, ведущий прикладные исследования по приоритетным для государства и общества направлениям, сможет подать одну конкурсную заявку. При выборе вузов-победителей будут учитываться результаты научной деятельности за последние три года, поставленные на бюджетный учет, количество созданных по ФЗ №217 компаний, число задействованных в их работе студентов и аспирантов, объем привлеченных внебюджетных средств, произведенных высокотехнологичных продуктов. По прогнозу А.Хлунова, за три года порядка 50-60 вузов смогут получить ресурсы для реализации положений Федерального закона №217.
Кроме того, из федерального бюджета хозяйственным обществам будут выделяться дополнительные субсидии - на эти цели в течение трех лет обещают направить 14 млрд рублей (6 - в первый год, по 4 - в два последующих). Причем предусматривается софинансирование промышленными предприятиями в размере 100%. Распределяться субсидии будут также на конкурсной основе, но предложения Минобрнауки по организации конкурса еще должны пройти согласование в Минфине и Правительстве РФ.
Наиболее активные вузы выходят со своими предложениями о мерах, способных вдохнуть жизнь в долгожданный ФЗ №217. Так, участники ежегодного собрания научно-педагогической общественности, о котором упоминалось выше, дали целый список идей и рекомендаций. Среди них создание пилотных инновационных площадок для апробации нормативно-организационных моделей развития малого и среднего предпринимательства на базе ведущих вузов. Федеральному агентству по образованию предложено организовать обучающий семинар для руководителей бухгалтерских и финансовых служб подведомственных учреждений с целью выработки единых методов и подходов к оценке и учету образовательными и научными бюджетными учреждениями результатов научно-технической деятельности, объектов интеллектуальной собственности и иных нематериальных активов. Также Рособразованию рекомендовано организовать на базе ведущих вузов консультационные семинары для проректоров по научной и инновационной деятельности и круглые столы для вузов своего федерального округа по обобщению опыта по реализации Федерального закона №217.
ТПП готова разделить с Минобрнауки ответственность за то, чтобы 217-й закон заработал. Председатель Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков заверил, что ключевой темой в текущем году станет доведение закона до рабочего состояния. Администрация Президента РФ поручила ТПП к сентябрю этого года разработать типовую региональную модель функционирования закона. К делу по ее созданию подключились Томская область, Фонд Бортника, Минэкономразвития РФ, ректоры некоторых вузов. Критерием успеха, считают, будет служить 15-процентное приращение доли малых инновационных предприятий за счет учреждения их вузами и научными центрами.
ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ СПЕЦВЫПУСКА ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF