Пропустить до основного содержимого
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Новости

Найти
УЦ Сетевая Академия
Новости
Услуги
Эксперты
Проекты
Статьи
  

3.06.2010 700 миллионов рублей – на образовательные кредиты 

 
 
После выступления Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко в Государственной Думе депутаты задали немало конкретных вопросов. Как ответил на них министр?

В первой части вчерашнего «Правительственного часа» Андрей Фурсенко рассказывал о работе Минобрнауки, о принятых законах, приводил большие цифры финансовой поддержки процесса интеграции науки, образования и производства. Затем слово взяли депутаты. Вот некоторые из их вопросов и ответов министра.

Григорий Иевлев (фракция «Единая Россия») спросил министра о том,  как строится информационная работа по разъяснению положений закона о бюджетных учреждениях. Андрей Фурсенко ответил вполне определённо: «Я считаю закон правильным… Он даёт гораздо больше возможностей и для реализации нового качества образования, и, что ещё важнее, для контроля за тем, каков результат будет от расходования бюджетных средств».

Нина Останина (фракция КПРФ) поинтересовалась тем, даёт ли упомянутый закон  «право бюджетным учреждениям вводить платные услуги и «есть ли  дополнительные платные уроки в школах». Министр сказал: «Все, включая депутатов оппозиции, хорошо знают объём сегодняшних услуг, многие из которых предоставляются противозаконно, в рамках серых схем». Закон, по мнению Андрея Фурсенко, «закрывает серые схемы».

Кроме того, депутат спросила, сколько в Российской Федерации закрыто школ в 2008/2009 и сколько  – в 2009/2010 учебному году? Министр сообщил, что «за время огромного демографического спада, на 40 процентов, количество школ уменьшилось на 25 процентов. Оно уменьшилось, но уменьшилось меньше, чем количество учеников. Количество учителей уменьшилось ещё меньше, на 20 процентов». Многие школы, которые, по его словам, «сегодня как бы перестают существовать как юридическое лицо, становятся филиалами. Например, в Тверской области».

Вопрос об образовательных кредитах задал депутат Валерий Рязанский (фракция «Единая Россия»). По информации министра, «утверждён перечень из 56 вузов, которые прошли отбор» и «участвуют в этом проекте по образовательным кредитам. Причём, 54 – государственные вузы и 2 – негосударственные». Кредитование осуществляют три банка: банк «Союз», Сбербанк России и Росбанк. В бюджете 2010 года, по словам Андрея Фурсенко, выделено «более 700 миллионов рублей для того, чтобы обеспечить систему образовательного кредитования». При этом ставка по образовательному кредиту составляет одну четверть от ставки ЦБ плюс 3 процента, то есть меньше 5 процентов годовых. Министр полагает, что «очень большой остроты с получением образовательных кредитов на ближайшие годы не будет».

Валерий Селезнёв (фракция ЛДПР) перед тем, как задать вопрос, привёл неутешительные цифры: «После секвестра бюджета наука потеряла 3,5 миллиарда рублей. Это привело к тому, что теперь 80 процентов расходов академии составляет зарплата сотрудников. На всё остальное денег в академии не хватает». И спросил: «Какой Вы видите выход из создавшейся ситуации?».

«В соответствии с законом об Академии наук, – отвечал министр, – академия сегодня абсолютно независимая структура, которая никоим образом не зависит, не связана с Минобрнауки, она сама формирует свой бюджет». Министр полагает что «должны быть использованы возможности  привлечения внебюджетных средств», в частности, «возможности интеграции образования и науки, то есть ведущих вузов и академии». По мнению министра, работа центров коллективного пользования  «позволит не тратить каждому институту, каждой лаборатории деньги на оборудование». 

Депутата Константина Ветрова (фракция ЛДПР) волновало, как решается проблема острой нехватки мест в детских дошкольных учреждениях. В связи с назревающей «очередной реформой по градации уже работающих детских садов» он спросил министра: «Возможно ли <…> сосредоточить усилия на создании новых детских садов, а не распылять бюджетные средства на реформирование тех, что уже есть?». Андрей Фурсенко привёл такие цифры: «Если у нас в 2004 году в детских садах было чуть больше 4 миллионов человек, то сегодня 5 миллионов 300 тысяч человек получили места в детских садах». При этом признал, что «примерно четверть ребят не имеют места в детских садах». По мнению министра, стоит создать условия, при которых родители могли бы отдавать ребёнка не только в детсад на полное содержание, но и на неполный день в образовательное учреждение, которое может дать ребёнку необходимые знания, чтобы к первому классу он был подготовлен не хуже других. Андрей Фурсенко привёл пример Перми, где нет очередей в детские сады. Там появилась практика так называемых семейных детсадов, которые родители, скооперировавшись, создают на выплачиваемые им пособия – при отсутствии мест для их детей в обычных детсадах. Минобрнауки разработало проект закона, снимающий «искусственные ограничения» на создание новых форм дошкольного образования. А пока, до его принятия, направило в регионы методические материалы. 

Полный текст выступления Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко на «Правительственном часе» в Государственной Думе можно прочитать здесь.

Анна Σ Горбатова