Пропустить до основного содержимого
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Новости

Найти
УЦ Сетевая Академия
Новости
Услуги
Эксперты
Проекты
Статьи
  

31.08.2010 Жураковский: об интеграции науки и образования говорить рано 

 
 

За прошедшие пять лет было проведено несколько масштабных конкурсов на господдержку высшей школы. Сначала в рамках нацпроекта «Образование» 57 вузов получили средства на реализацию своих инновационных программ, затем по итогам двух конкурсов были определены 29 национальных исследовательских университетов. О том, как развивается инновационная деятельность в вузах, рассказал в интервью РИА Новости руководитель Экспертно-аналитического центра Национального фонда подготовки кадров, в прошлом первый замминистра образования РФ Василий Жураковский.

- Василий Максимилианович, в 2006 году - 17, а в 2007 году - еще 40 вузов получили средства на реализацию своих двухлетних инновационных программ. Как вы оцениваете результаты работы?

- Безусловно, как положительные: эти вузы за отведенный период сделали существенный рывок вперед. После стагнации 1990-х, когда образование финансировалось «по остаточному принципу», это был серьезный вклад в развитие высшей школы.

Каждый вуз сам определял содержание инновационной программы исходя из своих возможностей и проблем, которые считал нужным решать. На средства нацпроекта «Образование» было создано много новых учебников, в том числе электронных, открыты новые магистерские программы, закуплено новейшее технологическое оборудование.

Некоторые вузы совершили прорыв в области информатизации, развития академической мобильности, приобретения или разработки программного обеспечения. За эту работу впервые стали платить.

Нельзя сказать, что за те деньги, какие были выделены, все изменилось коренным образом. К тому же 57 вузов и два года на реализацию программы – это не так уж много. Но у людей «загорелись глаза», появилось ощущение, что многое можно сделать.

- Вузы, получившие средства на реализацию инновационных программ, а теперь национальные исследовательские университеты объявили о необходимости расширять научные исследования, интегрировать образование и науку. Можно ли здесь говорить о конкретных результатах?

- В обоих случаях эффект был не столь велик, как хотелось бы. Конечно, оснащались лаборатории, преподаватели повышали квалификацию, повышался статус вуза, но об интеграции науки и образования говорить пока рано.

Студенты, как правило, не имеют допуска к исследованиям такого уровня, где требуются уникальные приборы и установки. Кружковую деятельность студентов инженерного вуза на кафедре физики серьезной научной работой назвать нельзя. В национальных исследовательских университетах также не предусмотрена поддержка научных проектов из государственных средств.

Для развития науки есть федеральная программа «Научно-педагогические кадры», в которой участвуют вузы, и там победители конкурсов берут на себя обязательство привлечь к исследованиям определенное количество студентов, аспирантов, молодых кандидатов наук.

- Какие условия нужны для того, чтобы в вузах появлялись инновационные разработки в ключевых отраслях науки – например, в области нанотехнологий?

- Подготовку нанотехнологов уже начали многие вузы, хотя кадровый потенциал и материальную базу имеют от силы два-три десятка. И здесь важен вклад корпорации «РОСНАНО», которая периодически объявляет конкурсы для вузов на разработку различных программ – магистерских, повышения квалификации, профессиональной переподготовки. Благодаря этому сегодня, например, в МГТУ имени Баумана ведутся разработки в области медицины, в зеленоградском МИЭТе – в области микроэлектроники. Томские вузы контактируют не только с промышленностью, но и с местным отделением РАН, реализация одной из программ дополнительного образования начинается в Уральском федеральном университете.

- Оправданы ли опасения, что нечто, объявленное инновацией, на деле не окажется таковой из-за ограниченности научного потенциала российских вузов?

- Любое продвижение к современному уровню технологий – уже благо. В свое время Япония и Южная Корея свое инновационное развитие вообще строили на заимствованиях. Тот же «умный дом», вероятно, будет адаптироваться с учетом местных условий: в Калифорнии или Техасе – одно дело, в Архангельске – совсем другое.

Не надо забывать: средства, какие тот или иной крупный российский университет получает в рамках даже самого масштабного проекта, укладываются в бюджет одной кафедры Массачусетского технологического университета. Для нашего вуза 50-60 тысяч долларов на развитие – уже счастье; в США университеты имеют по миллиарду долларов в год.

Есть и другая проблема.

К сожалению, во всех федеральных программах внимание уделяется в основном информатизации и нанотехнологиям. Для перехода к производству наукоемкой продукции нужна поддержка инженерного образования в целом. Вузам сейчас разрешено открывать малые инновационные предприятия, но они не освобождаются от налогов. Нужны особые меры для вовлечения работодателей в процесс подготовки кадров, и их необходимо предусмотреть в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости