Пропустить до основного содержимого
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

Новости

Найти
УЦ Сетевая Академия
Новости
Услуги
Эксперты
Проекты
Статьи
  

6.03.2010 Медведев расширил полномочия Минобрнауки, ликвидировав два агентства 

 
 

Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому упраздняется Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) и Федеральное агентство по образованию (Рособразование), сообщила в субботу пресс-служба Кремля. Функции обоих агентств передаются министерству образования и науки РФ.

Эксперты приветствуют это решение. По их мнению, теперь Минобрнауки РФ получит реальные рычаги управления, что повысит оперативность принятия решений и их эффективность.

Уже около десятка агентств были ликвидированы после того, как в России в 2004 году стартовала административная реформа, которая ввела трехуровневую систему федеральных органов власти: министерства, агентства и службы.

Два агентства

Правительству РФ поручено принять необходимые меры по реализации указа и привести свои акты в соответствие с ним. "Установить, что министерство образования и науки Российской Федерации является правопреемником Федерального агентства по науке и инновациям и Федерального агентства по образованию, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений", - говорится, в частности, в указе.

Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Роснаука и Рособразование были созданы в 2004 году и находились в ведении Минобрнауки РФ. Роснаука, в частности, проводила государственную политику в научной сфере, управляла государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, являлась заказчиком федеральных целевых научно-технических и инновационных программ и проектов. Возглавлял Роснауку Сергей Мазуренко.

Рособразование, которое возглавлял Николай Булаев, осуществляло функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания и молодежной политики.

Ведомство занималось организацией работы образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования, повышением квалификации и переподготовки научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования.

В ведении Минобрнауки остались две федеральные службы - Роспатент и Рособрнадзор.

Экс-глава Рособразования не переживает

Теперь уже бывший руководитель Рособразования Николай Булаев рассчитывает, что ему найдется место в обновленной системе Минобрнауки РФ.

"На сегодняшний день ситуация требует принятия более динамичных решений, и нет времени на согласование и принятие разного рода решений министерством, агентством и службами. На мой взгляд, это решение позволит придать нашим действиям больший динамизм, большую логику, большую оперативность и, может быть, в конечном итоге, большую ответственность", - сказал РИА Новости Булаев.

Булаев считает, что на этапе реорганизации могут быть небольшие издержки, но надеется, что они не будут слишком заметными.

На вопрос, какое место лично он займет в новой структуре, Булаев ответил, что это не ему решать, и пообещал "честно работать" на другом месте, если ему будет предложено. Экс-глава Рособразования также рассчитывает, что сотрудники обоих ликвидированных агентств будут востребованы в новой структуре.

Оперативность повысится

Представители образовательного сообщества выразили надежду, что устранение дублирующих функций повысит эффективность документооборота и расходования бюджетных средств.

"Уменьшение еще одной ветви исполнительной власти сильно оптимизирует процедуру прохождения документооборота. А это, соответственно, повышает оперативность принятия решений", - сказал РИА Новости вице-президент Российской академии образования, который руководил Рособрнадзором с марта 2004 года по март 2008 года, Виктор Болотов.

"На самом деле, когда одна структура думает - министерство, а вторая распределяет деньги - агентство, то, как ни оптимизируй процедуру принятия решений, то все равно появляется некоторый дисбаланс, когда деньги идут не всегда на те приоритеты, которые определяет министерство", - считает он.

"Цель реформы простая - исключение дублирования в управлении образованием и наукой", - сказал РИА Новости ректор Государственного университета - Высшей школы экономики, один из идеологов административной реформы и реформы образования Ярослав Кузьминов. Он считает, что реформа позволит существенно укрепить кадрами ключевые направления развития образования. Собеседник агентства отметил, что, к примеру, школьным образованием в министерстве сейчас занимаются менее десяти человек.

Реальные рычаги управления

Российские ученые надеются, что решение президента сделает административную структуру в научной сфере более ясной и, в конечном счете, повысит эффективность управления.

"Сама система создания при министерствах агентств была ошибочным шагом. Что получилось - реальные деньги отдали в руки агентств, а министерства должны были заниматься законодательной деятельностью", - сказал вице-президент РАН, директор Физического института имени Лебедева Геннадий Месяц РИА Новости.

Его поддержал заведующий лабораторией Института молекулярной генетики РАН и Университета Ратгерса (США), доктор наук Константин Северинов, который сказал, что раньше, когда министерство разрабатывало политику, а исполняли ее федеральные агентства, Минобрнауки не могло реально контролировать процесс.

"Оно (Минобрнауки) выделяло деньги агентствам, но при этом министерство не имело реальных рычагов для исполнения того, что запланировано. Это, по-моему, неправильно, потому что создавалась некая лишняя структура, лишний посредник", - сказал Северинов.

Он считает, что ученые только выиграют, если смогут напрямую говорить с руководством, без дополнительного слоя чиновников.

Академик-секретарь Отделения физических наук РАН Виктор Матвеев, в свою очередь, отмечает, что ученые в последнее время ожидали другого решения - разделения Минобрнауки на министерство образования и структуру, занимающуюся исключительно вопросами науки. Он выразил опасение, что ликвидация Роснауки и передача его функций министерству "растворит науку в проблемах образования".

Процесс ликвидации

Когда в марте 2004 года была реализована административная реформа, в России появилась трехуровневая система устройства федеральных органов власти: министерство, которое определяло политику и занималось нормотворчеством, агентства, управляющие имуществом и денежными средствами, и службы, выполняющие контрольные и надзорные функции.

Процесс ликвидации федеральных агентств начался уже на следующий год после реформы. В октябре 2005 года федеральные власти ликвидировали Россельхоз, чьи функции были переданы в вышестоящий Минсельхоз.

С тех пор схема передачи агентских функций в вышестоящие министерства использовалась не раз: в результате было ликвидировано около десятка агентств, хотя параллельно продолжается процесс создания новых федеральных органов исполнительной власти с таким статусом - например, Росрыболовство и Росмолодежь появились всего пару лет назад.

После административной реформы, в результате которой в России появились федеральные агентства, из схемы федеральных ведомств, в частности, исчезли такие агентства, как Роспром, Росстрой, Росэнерго, Росспорт, Роскультура, Росмедтехнологии и РосОЭЗ.

При этом не все агентства ликвидировались с передачей функций в министерства: федеральный центр также использует вариант укрупнения ведомств за счет их слияния. Например, Роскартография и Роснедвижимость были ликвидированы с передачей функций вновь образованному Росреестру, получившему функции также упраздненной Росрегистрации.

Есть и случаи ликвидации агентств в связи с созданием профильных государственных корпораций: Росатом, имевший статус федерального агентства, был ликвидирован в связи с образованием на его базе одноименной госкорпорации.

Минусы и плюсы

Эксперты назвали минусы и плюсы административной реформы 2004 года.

"Никогда вопросам надзора в соединенных министерствах столько внимания не уделяли. И в этом плане выделение контроля и надзора в отдельную структуру в рамках административной реформы, позитивно", - считает вице-президент Российской академии образования Болотов.

"Что касается выделения агентств, то на самом деле Россия использовала здесь кальку с ряда стран, в которых есть именно такое разделение. Но не были учтены российские особенности, когда каждая структура пытается бороться за автономию. В этом плане кооперации не получилось, которую задумывали в рамках административной реформы", - отметил он.

Ректор ГУ-ВШЭ Кузьминов считает, что изначально прогрессивная идея структурной реформы органов власти была реализована в искаженном виде, что и привело к упразднению агентств.

"Идея состояла в том, что агентства будут относительно небольшими, наполовину хозрасчетными организациями, типа госкорпораций, которые бы отвечали за конкретные направления деятельности и имели бы публичный контроль", - сказал Кузьминов.

Однако вместо этого, по его словам, агентства превратились в "младшие министерства", а в их основные задачи входило проведение конкурсов и распределение денег.

По другим направлениям административная реформа удалась, считает он.

"Административная реформа состоит, в основном, из стандартизации и регламентации государственных функций, устранения излишних государственных функций. На мой взгляд, этот аспект административной реформы достаточно успешно развивается", - сказал Кузьминов. Он также считает, что "качество чиновничества стало лучше", а государство может теперь заключать контракты с эффективными управленцами.